Раскрытие чакр с помощью чакра йоги. Чакры человека и их правильное раскрытие


Чакры — это пранические центры в структуре человеческого существа. В каждом человеке имеется бесчисленное число чакр. Однако в практике йоги используются только несколько главных. Эти несколько чакр охватывают весь спектр человеческого бытия, от грубого до тонкого. Эти главные чакры таковы: Муладхара, Свадхистхана,Манипура, Анахата, Вишуддхи, Аджна, Сахасрара

То, что знают современные йоги о чакрах, основано на трех источниках: 1) ранние работы западного оккультизма, которые заимствовали санскритские термины без понимания их значения (к примеру, «Чакры» Теософиста Ч.У. Ледбитера, 1927); 2) неграмотный перевод санскритского текста о чакрах 1577 года, созданный Джоном Вудроффом в 1918 году; 3) книги индийских гуру 20-го века, написанные на основе источников №1 и №2. Статья Кристофера Уоллиса практика и преподавателя йоги, санскритолога и исследователя. Перевод с английского Юлии Остаповой и Анны Глинко.

Практически все эзотерические системы считают, что человек, кроме физи-ческого тела, имеет так называемые «тонкие» тела: семь тел, из которых наибо-лее ярко проявленными являются четыре, проявления же остальных настоль-ко тонки, что их трудно заметить в нашей повседневной жизни.

Все в мире устроено одинаково - человек, земля, солнечная система и так далее. Все живое в нашей вселенной имеет восемь тел, из которых мы обычно привыкли рассматривать в основном самое плотное - физическое тело . Поля всех тел находятся в ауре и пронизывают друг друга. Они напоминают матрешку, в которой физическое тело можно считать самой маленькой “матрешкой”.

Слово грантхи на санскрите означает «узел». В контексте чакр слово «грантхи» переводится как «психический узел». Таких узлов три, и они называются брахма, вишну и рудра грантхи. Они представляют уровни осознания (сферы чакр), где особенно сильна власть майи (иллюзии), неведения и привязанности к материальным вещам.

Локи - Это «уровни осознания» или «сферы бытия». Их можно очень приблизительно определить следующим образом:

    бху — земная, материальная

    бхувах — промежуточная

    свахах — тонкая

    маха — обиталище дэвов (божественных существ)

    джанах — обиталище тех, кто превзошел эго

    тапах — обиталище просветленных сиддхов (совершенных существ)

    сатьям — истина

Коши - можно перевести как «оболочки». Всего их пять, и они обозначают пять тел человека, от грубого физического тела до тонкого тела блаженства. Они также примерно соответствуют чакрам в перечисленном нами порядке.

Таттвы . К сожалению, этот термин обычно переводят как «элементы», что вызывает путаницу, поскольку таттвы неправильно ассоциируют с элементами, о которых говорит наука, либо с аспектами природы, вроде огня, воды, земли и т.д. Таттвы обозначают нечто гораздо более глубокое и тонкое. Например, таттва земли относится к муладхара чакре. Она означает не землю, которая бывает в саду; она означает специфический частотный диапазон пранических вибраций, связанных с муладхара чакрой, — этот диапазон соответствует уму-телу в целом, включая мысли и осознание

Учение о полях Меркабы во времена Атлантиды преподавалось атлантам на тонких планах в школах мелхиседеков. Благодаря применению меркаб на практике толтеки (3 подраса атлантов) достигли такого высочайшего уровня духовности и развития, по сравнению с которыми наша цивилизация сейчас находится на уровне папуасов в джунглях.

Слово мула на санскрите означает «корень» или «основа», а слово адхара — «фундамент» или «опора». Таким образом, слово муладхара означает «основной фундамент»; эта чакра представляет собой первооснову индивидуального человеческого бытия. Это исходная позиция, с которой каждый человек может выражать себя как индивидуальный центр бытия. Это трамплин для достижения более высоких уровней понимания. Этот центр также широко известен как адхара чакра — «центр опоры».

Слово сва на санскрите означает «собственный», а слово адхистхана — «место обитания, жилище». Поэтому сва + адхистхана = свадхистхана означает «собственное обиталище». Эта чакра считается субстратом, основой индивидуального человеческого бытия. Это объяснимо, если учесть, что эту чакру обычно связывают с бессознательным умом с его хранилищем умственных впечатлений — самскар. Индивидуальное существо берет начало в бессознательном уме. Многие инстинктивные влечения, которые ощущаются на уровне свадхистханы, всплывают из глубин бессознательного ума. Свадхистхана поистине служит основой, местом, из которого большинство людей выражают себя в мире. Она составляет фундамент их жизни.

Утверждают также, что свадхистхана чакра некогда была местом пребывания кундалини, но произошло грехопадение — дальнейшее падение — и кундалини опустилась в муладхара чакру. Поэтому говорят,что именно свадхистхана, а не муладхара, является настоящим основополагающим центром человека. Как таковая, она носит название «собственного обиталища».

В пословицах часто даются очень полезные наставления. Особенно если перестать искать в них двойной смысл и воспринимать, как есть. Держи язык за зубами - советовали древние и не зря. Возможно речь здесь не только о пользе молчания - в практике йоги встречается техника, при которой язык помещается за зубы - "набхи-мудра" или "набхо-мудра".

Муладхара чакра (санскр. - корень, фундамент) - это фундамент всей чакровой системы. Здесь зарождается импульс, который поднимает наш уровень до Сахасрары чакры и этот импульс - Кундалини Шакти. Соответственно пробуждение этой чакры имеет важное значение в Кундалини Йоге. У мужчин этот центр находится в области промежности, у женщин в области шейки матки. Физиологически он связан с репродуктивными и выделительными органами. Этот центр отвечает за область инстинктов и размножения. Это центр Тамаса (невежества) - низшая качество материальной природы. Тут находится Брахма Грантха или узел Брахмы. Когда этот узел «развязывается» человек начинает свое пробуждение к высшей жизни, к более высоким уровням сознания. . Верхнее сердце: любовь ко всем пациентам, не взирая на личности. Самоотверженность. Самопожертвование. Сострадание. «Светя другим, сгораю сам». Достаточно ли врачу быть человечным и иметь доброе сердце?

В Йоге есть асаны, которые делают свой акцент именно на открытие чакр. Согласитесь сами, что просто принять позу, посидеть в ней пару минут - это не сложно, даже проще, чем сидеть и часами петь какие-то мантры или делать особые медитации. Поэтому, кому-то понравится именно такой метод. Но в любом случае Вы можете использовать его и другие методы для более глубокой проработки чакр.

Если не можете делать какую-то асану - держите её так, как можете. На картинках внизу я сделал для некоторых асана - их варианты. Например Пашчимоттанасана - для свадхистаны. Не каждый може сразу сесть и дотянуться до носочков ног. Поэтому можно вначале дотягиваться до коленок. Можно использовать ремень - как продолжение рук и держаться за него. Т.е. делайте так как можете - стремясь к тому, что видите на картинке.

Если Вы уже практикуете Хатха Йогу и знаете какой-то свой вариант выполнения какой-либо асаны - то можете продолжать делать его. Потому что у каждой асаны есть много вариантов выполнения. Все они хороши по своему и все правильные. Например скручивание позвоночника. Если Вы хотите - то делайте свой вариант. Картинки - это ориентир. А также прекрасное наглядное пособие для человека, который вообще никогда не делал асаны и собирается буквально сегодня-завтра начать делать. Т.е. это вариант: посмотрел - запомнил - начал делать.

Вообще я дал уже так много информации по чакрам, что просто предполагаю, что объяснять важность открытия чакр уже не имеет смысла. Вы это знаете и, действительно, что требуется - это начать практиковать. Даже если Вы ничего не знаете о чакрах - просто начните делать эти упражнения. Их практика совсем не требует каких-либо знаний о чакрах. Вы просто начнёте получать полезный результат, независимо - знаете или не знаете.

Рекомендуется делать все эти асаны. Так Вы проработаете все чакры. Можно так и делать - начиная с муладхары и завершая сахасрарой. Но при желании можно делать избирательно. Например Вас интересует лишь какая-то одна чакра. Хорошо, делайте только асану для этой чакры. Можно так.

Асана для муладхара чакры. Бадрасана

Её ещё называют позой бабочки. Кто-то наверно делал её в детстве. Дети любят её делатью Причём делают это в виде какой-то игры, сами. У кого-то сразу колени не будут опускаться на пол. Можно просто стремиться к этому (или можно сесть на небоьшое возвышение - небольшую подушечку). Подошвы вместе и около туловища.

Хатха Йога Прадипика - главное писание всех Йогов, практикующих асаны, относит Бхадрасану к четырём самым важным асанам. Вот что там написано: "Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая - слева. Затем согни бёдра, руками обхватив их, и прижав к земле. Это Бхадрасана, разрушающая все недуги". Сам перевод названия этой асаны звучит так - поза приносящая благо.

Асана для свадхистана чакры. Пашчимоттанасана



[ открыть в полном размере ]

У этой асаны очень много вариантов (например держаться за большие пальцы ног, завести руки за стопы и т.д.). Но смысл их всех только один - сесть, вытянуть ноги и наклониться максимально вперёд к ногам. Ничего не форсируйте! Не делайте через боль. Нагнитесь вперёд ровно столько, сколько приятно. Даже если Вы всего лишь можете дотянуться до коленей - пусть будет так. При регулярной практике - дойдёте до варианта, когда сможете коснуться лбом коленей (т.е. буквально лечь предней поверхностью торса на ноги), а руки даже завести за ступни и там сцепить их вместе. Наклоняться вперёд нужно на выдохе.

Асана для манипура чакры. Навасана



[ открыть в полном размере ]

Для этой асаны и её чакры я подробно написал в практике " ". Впринципе это та лодочка, которую нас не раз заставляли делать в школе на занятиях физкультуры.

Асана для анахата чакры. Гомукхасана



[ открыть в полном размере ]

Нужно скрестить ноги указанным на картинке образом. Завести руки за спину и там сцепить их в замок. Если в замок не получается, то можно в верхнюю руку взять ремень и таким образом сцепить руки (постепенно будет получаться без ремня). Затем меняете ноги и руки. Которые были вверху - опускавете и поднимаете другую руку и ногу.

Переводится как поза коровы. Корова - в ведической цивилизации - это гораздо больше, чем просто животное. Это создание, несущее всем высочайшее благо.

Асана для вишудха чакры. Уштрасана



[ открыть в полном размере ]

Эта асана и её чакра (вишудха) полностью мной описаны в практике " ".

Асана для аджна чакры. Матсиендрасана



[ открыть в полном размере ]

Асана для сахастрара чакры. Ширшасана



[ открыть в полном размере ]

Это просто королева асан. И я не напрасно подрбрал слово "королева". Потому что эта асана работает к чакрой, которую часто называют коронной чакрой или чакрой короны. А короны у нас носят короли и королевы. Да и вообще не спроста этот обычай носить короны, т.к. имеет он прямое отношение к сахасрара чакре. В любом случае у всех у нас такие короны есть. И эта асана делает её ещё более сильной.

Тут должен сразу предупредить - эту асану нужно делать очень аккуратно. Я бы посоветовал вначале неделю делать только вариант, когда Вы становитесь на колени, опускаете голову, голова на полу на макушке, руки за головой. И в таком положении нахдитесь 1-2 минуты. Т.е. эдакая поза молящегося человека. Вполне может быть, что кому-то двигаться дальше даже и не стоит. Пока не приведёт своё здоровье в хорошее состояние.

Если у Вас со здоровьем всё в оьносительном порядке. Нет никаких ограничений по поводу давления, сосудов, сердца и т.д. То можете идти дальше и делать перевёрнутую позу на несколько секунд. Например около стены. Затем увеличивать это время. Не спешите. Я серьёзно говорю, что с этой позой шутить и играться нельзя. Да, дети легко её делают, для них это игра. Но если Вы никогда ничего подобного не делали, спортом не занимались и Вамуже за 40 - то приступайте к ней очень оккуратно.

  • Добавлю, что развивать чакры очень важно. И не только для каких-то энергетических целей. Каждая чакра отвечает за свою область органов в теле, системы, а также железы. Железы - это чрезвычайно важные мини "химические фабрики" в нашем теле. Они вырабатывают гормоны, от которых напрямую зависит какое у нас будет настроение, что мы будем чувствовать и даже думать. Поэтому регулируя чакры - Вы делаете очень боьшую пользу себе на всех уровнях.

Восприятие чакры
Природа чакр, кундалини и ума представляет тончайшую вибрацию различных уровней, и наше восприятие этой вибрации может быть сугубо субъективно. Когда у людей открываются чакры, они по-разному воспринимают этот феномен: одни акцентируют мистический аспект, другие — энергетический, третьи — их функции, четвертые — психологические соображения, пятые — физические признаки и т.д. По существу, все они говорят об одном и том же, но с различных точек зрения. Если мы смотрим на человека в бинокль, он представляется нам большим, если рассматриваем его невооруженным взглядом, он имеет обычную величину; если рассматривать его под рентгеновскими лучами, мы видим лишь его скелет; а если его же рассматривать, используя гастроскопию, — увидим только внутренность желудка. Человек один и тот же — точки зрения различны. Точно так же там, где мистик опишет чакры как духовные и символические образы, хирург объяснит вам, что это — ветви нервных волокон, нервные сплетения. Разнообразие в оценках зависит от различий в культуре, образовании, личных представлений. Как правило, человеку сложно передать словами то, что он чувствует.

Должен признаться, что несмотря на все мое почтение к Тантре, у меня тоже есть свое, субъективное, представление о чакрах и потому, описывая чакры, я буду сочетать свои впечатления с тантрическими описаниями. Совершенно очевидно, что не имея своего опыта представления чакр, трудно понять опыт чужой.

Тантра — это прежде всего практика, непосредственный опыт, а не умствования, которые не ведут к действительному постижению.

Символика чакр

Чтобы легче ориентироваться в системах кундалини или крийя йоги, следует ознакомиться с символикой чакр и понять, что означают эти символы и световая гамма. Каждая чакра имеет свой цвет, мантру, место, и символизирует определенное состояние человека. Если различные эзотерические культы и духовные системы используют многообразные символы вместо чакр, Тантра и йога используют в качестве символа цветки лотоса. Лотос — особый цветок, который проходит те же стадии очищения, что и человек: он вырастает из грязи, а человек — из невежества; лотос взрослеет в воде, силясь достичь ее поверхности — человек также пробуждается навстречу своим желаниям и стремлениям; лотос в конце концов достигает контакта с солнечным светом и воздухом — человек, накопив жизненный опыт, достигает просветления… Таким образом, лотос символизирует развитие сознания человека от низшего к высшему. Если кульминацией растущего лотоса является распустившийся прекрасный цветок, высшей фазой духовного развитии человека является пробуждение и расцвет духовного потенциала.

Каждая чакра представлена в виде лотоса с особым цветом и числом лепестков:

  1. Муладхара — 4-лепестковый лотос глубокого красного цвета.
  2. Свадхистана — 6-лепестковый ярко-красный лотос.
  3. Манипура — 10-лепестковый светло-желтый лотос.
  4. Анахата — 12-лепестковый голубой лотос.
  5. Вишуддха — 16-лепестковый фиолетовый лотос.
  6. Аджна — 2-лепестковый серебристо-серый лотос.
  7. Сахасрара — 1000-лепестковый многоцветный или красный лотос.

Каждая чакра сочетает шесть аспектов:

  • цвет;
  • число лепестков;
  • янтра, или геометрическая фигура;
  • биджа мантры;
  • животный символ;
  • божественный символ.

Животный символ олицетворяет вашу предыдущую эволюцию, а божественный — высшее сознание. Описывая природу чакр, я ссылаюсь на тот цвет, который открылся мне, однако ваша концентрация на туже чакру может выявить другой цвет и он будет для вас истинным. Ваше видение так же реально, как и мое, но одно бесспорно: по мере продвижения вверх по чакрам вы не можете не заметить, как частоты цветов становятся более тонкой и интенсивной.

Чакра кшетрам

Некоторые психотехники кундалини йоги рекомендуют фокусировать внимание как бы на спусковом крючке чакры в спинном мозгу. Другие предлагают концентрировать внимание на чакра кшетрам, расположенной как бы на фасаде чакры, как отражение ее спускового крючка. Крийя йога также советует это. Фокусируя внимание на чакра кшетрам, мы можем испытать ощущение, пронизывающее все наше тело, до самой макушки головы.

Муладхара не имеет кшетрам, но остальные пять имеют двойников прямо перед ними, на том же горизонтальном уровне: свадхистана кшетрам находится на уровне лобковой кости в передней части тела, над гениталиями; манипура кшетрам — у пупка; анахата кшетрам - у сердца; вишуддха кшетрам — на передней поверхности горловой ямки, около щитовидной железы; аджна кшетрам — центр межбровья, бхрумадхья.

Различают три грантхи (психических сплетения) или три порога на пути движения кундалини: брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи.

Брахма грантхи функционирует в области муладхара чакры и символизирует привязанность к физическим наслаждениям, материальным объектам, крайний эгоизм, невежество и апатию.

Вишну грантхи действует в области анахата чакры и указывает на эмоциональную привязанность к людям и собственным психическим состояниям, а также на страсть, амбициозность и напористость.

Рудра грантхи функционирует в области аджна чакры и связана с сиддхами и представлением о себе как о незаурядной личности.

Для дальнейшего духовного прогресса необходимо нейтрализовать чувство эгоизма и ощущение двойственности, проистекающие из всех грантх.

Возможности чакр

Чакры являются контролирующими центрами и своеобразными психическими переключателями, но не только. Они способны трансформировать одну энергию в другую. Так, например, тонкий поток астральной энергии йоги могут преобразовать в энергию физическую. Известны случаи, когда йога зарывали в землю на длительное время, и он сохранял свою жизнеспособность благодаря активизации вишуддха чакры, которая контролирует голод и жажду. Эти возможности чакр в значительной степени расширяют возможности самого человека, который может войти или выйти в различные сферы бытия, прочувствовать свое существование в них и раздвинуть ограниченные рамки сознания, обусловленного привычным бытием.

Понятие йоги знакомо почти каждому человеку. Это слово происходит из древнего языка санскрита и имеет множество значений, в том числе «упражнение», «соединение», «гармония». В целом смысл йоги сводится к обретению связи с Божественным началом, но разные школы предлагают разный подход. Хатха-йога нацелена на физическую работу с телом, карма-йога призывает к ответственности за свои поступки, бхакти-йога означает беззаветное служение Богу. Кундалини-йога, о которой пойдет речь, ориентирована на работу с чакрами.

В этой статье

Кундалини-йога и Анахата-йога – разные направления учения

Кундалини-йога включает в себя комплекс асан (специальных поз), дыхательных и медитативных практик, направленных на работу с чакрами. Название происходит от термина «кундалини». Так называют энергию, которая покоится в основании позвоночника в виде змеи, свернутой кольцом. Кундалини отвечает за потенциал, заложенный в человеке Создателем. По сути, это земное отражение энергии Творца.

Энергетические центры – чакры

При пробуждении энергия поднимается по позвоночнику, тем самым повышая мощность чакр. В результате с человеком происходят позитивные изменения как в плане физического здоровья, так и в психологии, творческом потенциале и духовном росте. Активация высших чакр может раскрыть сиддхи - сверхъестественные способности, а также даст человеку ощущение связи с Космосом.

Анахата-йога сконцентрирована на техниках, направленных на медитацию с четвертой чакрой – Анахата. Она тоже, как и Кундалини-йога, работает с энергиями, но ее сфера более узкая. Особенность этой чакры в том, что она, образно выражаясь, соединяет Небо и Землю. Активизируя сердечную чакру, мы тем самым устанавливаем гармонию своего внутреннего мира.

Вместе с тем Анахата-йога включает в себя базовые практики Кундалини-йоги. Это закономерно, поскольку без полноценного раскрытия нижних чакр нельзя ожидать эффективного развития Анахаты. Поэтому нельзя полностью отделить Анахата-йогу от Кундалини-йоги. Правильнее будет назвать ее ответвлением от основного учения.

Кундалини-йога для начинающих

Прежде чем приступать к практике с энергоцентрами, следует уяснить несколько важных моментов.

  1. Кундалини-йога не сводится к физкультурным упражнениям. Это целостная система, в которой задействуются физическое тело и тонкие структуры. Механическое выполнение практик не даст желаемого результата.
  2. Во время упражнений важна постепенность. Не приступайте к следующему этапу, пока чакры, расположенные ниже, не проработаны полностью.
  3. Знайте меру. Поначалу уделяйте медитациям не более пяти минут в день, затем понемногу увеличивайте время занятий. Форсированные попытки разбудить энергию Кундалини могут привести к сбоям отдельных органов и нарушениям психики.
  4. Тщательно следите за самочувствием. Если упражнения вызывают повышение температуры, кровяного давления или другие отклонения от нормы, следует снизить интенсивность занятий. В идеале лучше проконсультироваться с врачом.
  5. Эмоциональное состояние должно быть ровным. В депрессии и чрезмерном возбуждении к медитации приступать нельзя. Полное табу налагается на алкоголь.
  6. Для серьезных занятий лучше прибегнуть к помощи опытного инструктора. Это, впрочем, относится не только к Кундалини-йоге, но и к любой практике, которая связана с энергетикой человека.

Лекция о Кундалини-йоге от Сергея Дьячкова:

Работа с Муладхарой

Муладхара является первой чакрой, если считать направление от земли к космосу. Она воплощает в себе энергию материального мира. У здорового человека чакра функционирует нормально, и для раскрытия ее потенциала не надо прилагать огромных усилий. Активация происходит естественным образом. Другие чакры в этом плане гораздо сложнее.

Хотя практика доступна даже далекому от йоги человеку, отнестись к упражнению надо со всей ответственностью. Важно знать, что сама Кундалини находится здесь в спящем состоянии. С ней надо обращаться осторожно. Обязательное условие – внутреннее спокойствие. Если вы взволнованны, чувствуете себя неуравновешенно, то практику лучше отложить.

Второе важное условие – особый душевный настрой.

Для медитации примите позу могущества – Сиддхасану. Для этого надо сесть и скрестить ноги, максимально разведя колени в стороны. Пятка одной ноги окажется в районе промежности. Пятка другой ноги касается лобковой кости. Руки положите на колени, закройте глаза. Тело максимально расслабьте, а сознание сконцентрируйте на точке, где пятка соприкасается с промежностью. Вскоре вы почувствуете тепло в районе копчика и пульсацию. На первых порах пульсацию ощутите не сразу, но со временем будет легче настроиться.

Особое внимание уделите технике дыхания. Вообразите, что дышите через первую чакру. В течение пяти минут сосредоточьтесь на этом процессе, представляя цвет, соответствующий данному энергетическому центру – красный. Пусть Кундалини красного цвета заполнит пространство вокруг вашего тела.

Затем настройтесь на ощущение тепла, которое поднимается от копчика вверх по позвоночнику до самой шеи. Остановите визуализацию и какое-то время сидите спокойно в одной позе. Чакра должна раскрыться и занять правильное положение в энергосистеме.

Работа со Свадхистаной

Чакра Свадхистана отвечает за сексуальную и творческую деятельность человека. Она хранит в себе память о наших ошибках, проблемах, комплексах. Поэтому воздействовать на нее нужно аккуратно, чтобы не вызвать отрицательных эмоций, связанных с прошлыми неудачами.

Для выполнения практики примите правильную позу. В этом случае возможны вариации. Главное – обеспечить максимальную релаксацию. Можете просто сидеть расслабленно в кресле, принять Сиддхасану либо позу младенца.

Встаньте на колени, а затем опуститесь ягодицами на пятки. После корпусом наклоняемся вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки протянуты вдоль тела ладонями вверх. Подождите, пока расслабление не растечется по всему организму. Состояние релаксации, как правило, сопровождается ощущением тепла.

Когда вы ощутите расслабление, сконцентрируйтесь на точке, где расположена Свадхистана. Это место находится выше лобковой кости на 3–4 сантиметра ниже пупка. Почувствуйте легкую пульсацию в районе второй чакры.

Важным элементом техники является дыхание. Фаза вдоха должна плавно перетекать в выдох, никаких пауз и задержек быть не должно. Добейтесь ощущения, что воздух непрерывным потоком циркулирует по дыхательной системе.

После того как установится нужный характер дыхания, переключите внимание на область Свадхистаны. Вообразите вихревую воронку, излучающую оранжевое свечение. По мере наполнения Кундалини воронка расширяется и становится ярче. Затем начните поднимать оранжевое сияние по позвоночнику вверх. Дойдя до макушки головы, остановитесь. Оставайтесь в неподвижном положении 3–5 минут.

Свадхистана требует регулярной каждодневной практики в течение месяца.

Работа с Манипурой

Манипура является третьей чакрой в главной энергетической структуре. Она располагается примерно на уровне солнечного сплетения. Сосредоточьтесь на этой области и визуализируйте воронку желтого цвета. Она вращается вокруг своей оси, постепенно увеличиваясь в диаметре. Попытайтесь ощутить или услышать, как Манипура пульсирует, распространяя волны Кундалини.

Поза «Лодка» – хорошая асана для работы с Манипурой. Рекомендуется тем, у кого есть опыт в йоге.

Не исключено, что в области солнечного сплетения ощутите легкое покалывание. Это признак того, что вы на верном пути. Сфокусируйтесь на ощущении. Пусть потоки Кундалини заполнят ваше тело, позвольте себе раствориться в этом желтом пульсирующем пространстве.

Остановите визуализацию после пяти минут. Оставайтесь в неподвижном положении еще 3–5 минут – это необходимо для закрепления результата.

Одно важное замечание – во время йоги избегайте отрицательных эмоций. Они сведут на нет все достижения. Это в равной мере относится и к другим практикам Кундалини-йоги.

Работа с Вишудхой

Пятая чакра – она же горловая, или Вишудха. Отвечает за коммуникацию и ораторские способности. Новичкам не стоит принимать сложные асаны для медитации, это создаст лишнее напряжение. Достаточно принять положение тела, при котором вы будете чувствовать себя наиболее комфортно.

А вот дыханию уделите внимание. Как в случае со вторым энергоцентром, оно должно стать непрерывным. Вдох и выдох незаметно переходят друг в друга. В данной медитации вообразите энергетическую воронку голубого цвета. Чакра находится у основания шеи, в области яремной впадины.

Если возникают сложности при визуализации, можно использовать изображение янтры (символа) пятой чакры. Посмотрите на рисунок и мысленно перенесите его в район Вишудхи.

Янтра Вишудхи – на него можно смотреть во время медитации

Когда почувствуете, как чакра пульсирует и излучает тепло, сосредоточьтесь на этом ощущении. Оно постепенно заполнит все ваше тело. Завершайте медитацию и на 3–5 минут останьтесь в неподвижном положении, чтобы закрепить результат.

Для усиления эффекта во время йоги практикуйте чтение специальной мантры для пятой чакры. Вишудха находится в районе горла и имеет сильную связь с голосовыми связками. Произносите, а лучше пойте эту мантру. Запомнить ее очень просто, так как она содержит всего один слог – ХАМ.

Работа с Аджной

Для упрощения визуализации Аджны поможет маленькая хитрость. Согласно традиции, шестая чакра расположена между бровей чуть выше переносицы. В этом месте нанесите точку, которая станет ориентиром во время практики.

Для медитации подойдет упрощенный вариант позы лотоса. Просто сядьте прямо и скрестите ноги перед собой. Кисти ладонями вверх расположите на коленях, при этом соедините большой и указательный палец в кольцо.

Упрощенная поза лотоса удобна для работы с Аджна-чакрой

Расслабьтесь и сконцентрируйтесь на дыхании. Оно должно быть максимально глубоким. Наблюдайте, как движется грудная клетка. Направьте внимание на область третьего глаза, где начинает закручиваться вихрь синего цвета. Воронка, набирая Кундалини, увеличивается в диаметре и становится ярче.

Почувствовав пульсацию и тепло, удерживайте это ощущение в течение 3–5 минут. Затем прекращайте визуализацию и оставайтесь в неподвижном положении. Энергетический центр должен вернуться в обычный режим.

Работа с Сахасрарой

И, наконец, седьмая чакра – Сахасрара, соединяющая нас с Божественным пространством Вселенной.

Специалисты по Кундалини-йоге рекомендуют приступать к работе с седьмой чакрой после того, как развиты остальные шесть энергоцентров. В противном случае вы не получите результата. Сахасрара служит центром, объединяющим остальные чакры. Пока остаются проблемы хотя бы в одной чакре, седьмая чакра не будет функционировать полноценно, ей попросту не хватит энергии.

Зато если сможете задействовать потенциал Сахасрары, перед вами откроются величайшие тайны мироздания и беспредельная глубина Вселенной.

Для этой йога-практики визуализируйте фиолетовый цветок лотоса, который раскрывается прямо над головой. На финальном этапе йога-медитации вообразите, что сознание выходит из макушки. Вы будто зависаете в пространстве над раскрывшимся лотосом. Вас охватывает чувство благости и божественного покоя. Такое состояние называют нирваной.

Побыв в этом пространстве минуты две, возвращайтесь в тело. Оставайтесь в неподвижной позе еще 3–5 минут, пусть чакра остановится. Так вы зафиксируете результат.

Анахата-йога - работа с Анахата-чакрой

Анахата-чакру называют сердечной. Она находится в районе позвоночника на уровне сердца и отвечает за Любовь. Да, именно с большой буквы. Такая Любовь не имеет ничего общего с привязанностью или желанием быть рядом. Это, скорее, не чувство, а состояние. Состояние Единства с живыми существами, и больше всего это похоже на материнскую любовь. Поэтому женщинам медитация для Анахаты будет даваться легче.

Мужчины могут обратиться к детским или юношеским воспоминаниям во время практики. Подойдет ваше отношение к матери или первый опыт влюбленности. Важно, чтобы чувство было бескорыстным, лишенным эгоистической окраски.

Примите любую комфортную позу из йоги. Расслабьтесь и настройтесь на состояние любви и благоговения. Постарайтесь целиком погрузиться в это чувство, раствориться в нем. Затем переключите внимание на Анахату. Есть простой способ найти ее. Обычно человек, когда клянется, инстинктивно кладет руку именно туда.

У четвертой чакры цвет зеленый. Таким должен быть энергетический вихрь, который вы представляете. Он, как и в предыдущих медитациях, насыщается Кундалини, увеличивается и начинает пульсировать. В области груди появляется ощущение тепла, которое распространяется по всему телу. Пребывайте в состоянии блаженства 5 минут, а затем остановите визуализацию. Закрепите результат, оставаясь в неподвижном положении в течение еще пяти минут.

Совершенствование и очищение

Для открытия сердечного центра существуют много методик, в том числе Кундалини-йога. Но иногда Анахата-чакра активируется сама собой. Это происходит, если человек ведет чистую жизнь, свободную от эгоизма и жестокости.

О людях с развитой Анахатой говорят, что у них открытое сердце. К их числу можно отнести набожных монахов, талантливых врачей, волонтеров. Их отличает глубокое внутреннее спокойствие, которое благотворно влияет на окружающих. Кажется, что их душа излучает гармонию и умиротворение. А потому они магическим образом притягивают к себе людей. Удивительно, но в их присутствии меняются в лучшую сторону даже бездушные и жестокие личности.

Обычный человек может целенаправленно культивировать в себе любовь и сострадание. Этим самым он дает сердечному центру раскрыться. Йога послужит хорошим подспорьем в этом процессе и сделает его более осознанным и предсказуемым.

Видео о том, как развить Анахата-чакру:

Анахата - следующая ступень эволюции

В современном обществе в почете ценности нижнего энергетического плана. Массовая культура и телевидение занимаются пропагандой животных инстинктов. Большую часть людей превращают в тупого потребителя, а в качестве идеала навязывают образ хищника, который умеет брать от жизни все.

Зацикленность на материальном не дает ощущения счастья. Жизненная сила Кундалини не сможет пробудиться, и человек будет страдать от пустоты и отсутствия Любви.

Но мир так устроен, что стремится к равновесию. Поэтому с ростом числа людей, зацикленных на материальном, увеличивается количество тех, кто проявляет интерес к духовной сфере. Широкую популярность приобретают практики йоги, рейки, цигун. Вопреки темным силам на планете развивается стремление к Свету. Это внушает надежду.

Люди, чья Анахата пробудилась, охотно дарят любовь другим

Тот, кому удалось раскрыть свой сердечный центр, излучает любовь в окружающее пространство. Чем больше на Земле бескорыстных людей, излучающих добро и свет, тем больше шансов у нашей планеты пережить нынешнее смутное время и перейти на другой этап эволюции.

Переход на новую ступень зависит от каждого из нас. Проявляя любовь и сострадание, мы вносим вклад в этот позитивный процесс.

Послесловие

Для раскрытия потенциала личности необходима полноценная работа чакр. Кундалини-йога и Анахата-йога помогут отрегулировать энергетические центры. В статье приведены базовые медитации, с которыми справится даже новичок. Однако более серьезный уровень лучше осваивать под руководством опытного наставника, который убережет от ошибок и даст вам системные знания.

Немного об авторе:

Евгений Тукубаев Нужные слова и ваша вера – ключ к успеху в совершенном ритуале. Информацию я вам предоставлю, но ее реализация напрямую зависит от вас. Но не стоит переживать, немного практики и у вас все получится!