Баскетбольная тренировка для начинающих. Если хочется играть, но нет опыта: основы баскетбола для начинающих


Как научить баскетболу? Sovsport.ru рассказывает о методике обучения баскетболу для тренеров, учителей физкультуры, а также, демонстрирует упражнения, направленные на улучшение вашего уровня игры.

Как научить баскетболу? сайт рассказывает о методике обучения баскетболу для тренеров, учителей физкультуры, а также, демонстрирует упражнения, направленные на улучшение вашего уровня игры.

С чего начать?

Сперва вам необходимо показать элементарные технические приемы, например, ведение мяча, и отработать их. Этому помогут пробежки с мячом по периметру зала, упражнения с мячом на месте, «змейки». Вот наглядный пример последних.

Идеальным упражнением с ведением мяча на месте является «Пила». Суть довольно проста: просто перебрасываете мяч направо-налево одной рукой.

Существует также его вариации, в которых мяч нужно двигать вперед-назад или между ног. Правда, в последней вам уже придется подключить вторую руку.

Есть еще одно неплохое упражнение, которое условно можно назвать «восьмеркой». Для его выполнения нужно расставить ноги чуть шире плеч и вести мяч таким образом, чтобы он как бы описывал цифру «восемь».

Отрабатываем передачи

Для этого также существует несколько специальных упражнений. Если у игроков начальный уровень, и им нужно отработать технику ловли мяча, то можно просто поиграть со стенкой, как, например, делает этот парень.


«>После того, как вы убедились, что игра с неживым партнером у ваших подопечных получается, можно смело давать им живых. Сделайте так, чтобы они разбились на пары и смотрели друг на друга. Разумеется, перед отработкой выполнения передач друг другу ознакомьте их с техникой данного элемента. Пасовать следует как от пола, так и по воздуху.

Также стоит отработать передачи на ходу. Для этого вы заводите обе шеренги за стартовую линию и отдаете все мячи в одну из них. По свистку игрок, стоящий первым в колонне без мячей, выбегает вперед, а его напарник с мячом пасует ему. После этого он сам совершает забегание и получает мяч «в ответку». Перепасовываясь между собой, пара добегает до противоположного кольца и возвращается обратно.

Командное взаймодействие

На его отработку существует замечательное упражнение, которое очень любят дети, так как в нем надо бегать. Выстраиваете игроков в круг, оставив в нем всего один мяч. Игрок с мячом отдает его партнеру, после чего сам бежит на его место. Игрок, получивший передачу, делает то же самое. Получается этакое броуоновское движение, в котором очень важно не запутаться.

Броски

Начинаем с отработки штрафных бросков. Затем нужно немного разнообразить отработку этого элемента, бросая с разных углов, то справа, то слева. Вообще, для улучшения качества броска прекрасно подойдет игра, представленная на 4-й минуте следующего видео.

Двусторонка

Итак, все основные элементы баскетбола отработаны. Самое время постараться применить их на практике. Двусторонку проводят, как правило, в последние 10-15 минут урока. Перед ней тренер делит подопечных на две команды, чтобы они были примерно равны по силам. На время матча он становится судьей, который следит за счетом и соблюдением правил. От игры спортсмены получат не только практику и опыт, но и, прежде всего, массу удовольствия. А это значит, что им захочется играть в баскетбол еще и еще.

источник: «Советский спорт»

Григорий Денисенко: Знаю, что на этом нельзя сломаться Капитан молодежной сборной России поделился своим впечатлением от МЧМ-2020. 07.01.2020 14:30 Хоккей Кузютина Елена

Алиев – чемпион России, Даниелян прыгнул на пьедестал с 13-го места На чемпионате страны в Красноярске определились первые победители: у мужчин золото завоевал Дмитрий Алиев, в танцах первенствовали Виктория Синицина и Никита Кацалапов. 27.12.2019 16:30 Фигурное катание Тигай Лев

Ковальчук с поражения начал в «Монреале». Обзор игрового дня НХЛ Очередной тур НХЛ таил в себе главную интригу для болельщиков - дебютирует ли 36-летний Илья Ковальчук за «Монреаль». Форвард, согласившись на мизерный по его меркам контракт, показал, что намерен доказать скептикам их неправоту в отношении себя. 07.01.2020 09:41 Хоккей Трофименко Кирилл

Лучший боксер, бой и нокаут. Все герои бокса в прошедшем году «Советский спорт» подвел итоги бокса в 2019 году и называет имена главных героев предыдущих 12 месяцев. 07.01.2020 12:30 Бокс Усачев Владислав

Разделим все упражнения на три группы – броски, дриблинг и специальная физическая подготовка. К сожалению, пас (передачу) тренировать индивидуально невозможно.

Как улучшить бросок в баскетболе

С близкой дистанции, бросаем практически из трапеции. Сначала бросаем по 10 раз с каждой точки, затем отодвигаемся на один шаг назад и снова по 10 бросков.

Броски со сменой точки, средняя дистанция. Очередность следующая. Бросок с точки 1, подбор, ведение, бросок с точки 7, подбор, ведение, бросок с точки 1. Повторить 10 раз. Затем повоторить тоже самое, но точки 6 и 2, а затем 3 и 4.

Исходное положение – мяч в руках, к броску готовы. Делаем финт на бросок, обманывая воображаемого защитника. Затем ударяем мяч об пол, немного смещаемся и производим бросок.

Ведение мяча с центра поля, резкая остановка и бросок.

Игра с воображаемым соперником. Сделайте бросок, затем подбор и снова бросок. В случае попадания, ведение от кольца, финт и бросок. За попадание начисляется одно очко, за промах – два (или три) очка воображаемому сопернику. Играть до определенного количества очков или до тех пор, пока не выиграете.

Как улучшить дриблинг в баскетболе

Встать, ноги чуть шире плеч, мяч в руках за спиной. Перевести мяч вперед при помощи удара об пол под ногами.

Ведение мяча со сменой скорости и направления движения.

Ведение мяча без передвижения вперед, но с приседаниями.

Ведение мяча одной рукой в упоре лежа.

Ведение мяча вперед, прыгая на одной ноге.

Ведение мяча во время «челночного» бега.

Ведение мяча с переводом за спиной.

Ведение мяча с переводом между ног.

Ведение мяча со сменой рук.

Ведение мяча с завязанными глазами.

Как увеличить прыжок в баскетболе

Запрыгивание на препятствие. Это может быть любое препятствие, например, жесткая скамейка или трибуна для зрителей. Но делать такой прыжок нужно очень внимательно и с концентрацией – иначе есть риск упасть и получить травму. Это упражнение развивает не только прыгучесть, но и умение управлять своим телом во время прыжка, что очень важно при игре в баскетбол.

Так называемый «прыжок в глубину». Вставайте на возвышение, затем спрыгивайте на пол и тут же максимальный прыжок вверх! Суперупражнение! Обязательно сделайте перед ним разминку (особенно коленей) и не увеличивайте нагрузку резко (количество прыжков и высоту препятствия).

Многократные прыжки через невысокое препятствие. Положите на землю что-нибудь небольшое (сгодится баскетбольный мяч) и прыгайте через него вправо-влево, потом вперед-назад. Прыгайте до тех пор, пока ноги не начнут отваливаться)) Отличное упражнение для баскетболиста, в игре приходится часто совершать повторные прыжки (например, в борьбе под кольцом) и это упражнение отлично прокачивает навык.

Не пренебрегайте прыжками на скакалке. Скоростная скакалка будет предпочтительнее обычной.

Прыжок вверх с подшага. Это типичное баскетбольное упражнение, которое довольно часто используется в игре.

Прыжки через препятствия с продвижением вперед. Препятствия могут быть и воображаемыми, главное – отталкиваться двумя ногами одновременно и прыгать вперед-вверх несколько раз. В идеале – до середины площадки, обратно возвращаемся легким бегом и повторяем упражнение.

Выпрыгивания из приседа. Упор присев, а затем максимально резкое выпрыгивание вверх.

Прыжок вверх с места только за счет икроножных мышц, колени сгибаются совсем чуть-чуть.

И в заключение, отметим упражнения с отягощениями. Основные для баскетболиста – это приседания и выпады. Если с отягощениями беда, то можно тренироваться и без них, но тогда количество повторов увеличится многократно.

Баскетбол, как и любой другой вид спорта, - это дело, где успеха можно добиться, только регулярно и качественно тренируясь. Вам нужно постоянно оттачивать имеющиеся навыки и развивать новые. Тренировки баскетболистов могут быть как индивидуальными, так и командными под руководством профессионального тренера или самостоятельными. В статье мы рассмотрим основные техники и проверенные упражнения от мастеров, которые подойдут как начинающим спортсменам, так и профессионалам.

Важные аспекты

Многие неверное считают, что для того, чтобы стать успешным баскетболистом, достаточно лишь иметь высокий рост и тягу заниматься этим спортом. Вовсе нет. Самое важное - качественные систематические тренировки баскетболистов.

Начинающий спортсмен обязательно должен обратить внимание на эти аспекты:

  1. Изучение теории. Спорт - это тоже наука. Важны и тренировки баскетболистов, и изучение правил этой игры, методов и способов оттачивания и развития навыков, схем ведения мяча, подготовка организма к игре.
  2. Физическое развитие. Тренировки баскетболистов - это не всегда сама игра или проработка отдельных ее приемов. Спортсмен должен быть сильным, выносливым, ловким, быстрым и «прыгучим». А для этого необходимо уделять время и занятиям в тренажерном зале, и классическим пробежкам.
  3. Отработка техники. Даже профессиональные игроки всю свою карьеру продолжают знакомство со всевозможными методиками игры. Они пробуют, отрабатывают различные приемы, чтобы понять, в чем хороши, а что получается не очень. Критическое отношение тут важно для будущих успехов. Слабые стороны прорабатываются с помощью специальных упражнений.
  4. Ознакомление с тактикой. Баскетбол - это не только физическая, но и умственная игра. У каждого спортсмена свой набор тактик. Нужно безошибочно выбрать из них ту, что наиболее удачна в данный момент. Игрок беспрерывно анализирует действия противников, ищет удачный момент для броска или перехвата мяча. Начинающие баскетболисты знакомятся с существующими тактиками, определяют, когда они полезны, в каких конкретных ситуациях применимы.
  5. Развитие силы воли. Если вас попросят описать спортсмена, то не на последнем месте вы назовете развитую силу воли. Он умеет ставить цели и достигать их, не расстраиваться из-за поражений, а выносить из них урок, работать над ошибками и не уставать оттачивать свои навыки, постоянно учиться новому. Поэтому баскетбол - это не только увлекательная командная игра, но и напряженная индивидуальная психологическая работа.

Помимо тренировок в зале для баскетболистов с командой под руководством тренера, спортсмен обязательно находит время для личного самосовершенствования. Это занятия дома, на улице и в тренажерном зале. Далее мы представим их примеры читателю.

Отработка навыков ловли и передачи мяча

Чтобы четко ловить и передавать мяч товарищам, спортсмен должен научиться чувствовать его и безошибочно предугадывать движение. Этому помогают следующие баскетболиста:

  1. Броски мяча в стену на одинаковую высоту, но с различных расстояний. Спортсмен, соответственно, должен стараться как можно чаще поймать его.
  2. Бросок мяча в стену, поворот вокруг себя и попытка поймать.
  3. Броски мяча в стену, делая шаги попеременно то в правую, то в левую сторону.
  4. Спортсмен бежит вдоль стены, кидает его на некоторое расстояние впереди себя и старается поймать.
  5. Баскетболист приседает, бросает из такого положения мяч в стену, встает и ловит его.
  6. Спортсмен ложится на живот, кидает мяч в стену и пытается его поймать из этого положения. Затем переворачивается на спину и повторяет упражнение уже из этого положения.
  7. Баскетболист садится напротив стены и бросает мяч в пол так, чтобы он отскакивал в стену, а затем, снова ударившись об пол, возвращался в руки.
  8. Броски мяча в стену с нарастающим ускорением. Спортсмен старается сделать максимальное количество передач за определенное количество времени.
  9. Спортсмен попеременно бросает мяч в стену различными способами: из-за плеча, то правой, то левой рукой, снизу, из-под ноги, то стоя к стенке лицом, то поворачиваясь к ней спиной.
  10. Баскетболист поворачивается правым боком к стене и бросает мяч левой рукой через спину. Затем ловит его правой рукой и позади себя передает в левую.
  11. Спортсмен встает напротив стены, берет в руки два мяча. Далее отбивая об пол, бросает в стену. Нужно не только стараться таким образом поймать данный предмет, но и делать упражнение с ускорением.

Это элементы тренировки профессиональных баскетболистов. Но они отлично подойдут и для начинающих игроков - нужно внедрять эти шаги по степени овладения. После того как успешно отработаны упражнения со стеной, спортсмен приступает к их повторению в паре с другим игроком.

Отработка техники ведения мяча

Планирование спортивной тренировки баскетболистов направлено и на то, чтобы научить игрока вести мяч, даже не фокусируя на нем взгляда. Достичь этого непростого умения помогает регулярная проработка следующего комплекса упражнений:

  1. Игрок отбивает мяч от пола правой рукой, расставив при этом пальцы. Затем делает это левой рукой. После того как упражнение начнет получаться безошибочно, игрок делает его, шагая вперед. Следующее усложнение: чередовать правую и левую руки.
  2. Игрок отбивает мяч от пола стоя. Затем сидя на полу. Следующий уровень сложности - лежа. На заключительном этапе он отбивает его, не только находясь в этих положениях, но и сменяя их.
  3. Спортсмен отбивает мяч от пола, двигаясь вперед, сворачивая при этом то в правую, то в левую сторону, замедляя свой бег и, напротив, ускоряя его.
  4. Спортсмен мысленно на полу рисует определенную линию. Затем двигается по ней, отбивая от пола мяч.
  5. Баскетболист отбивает его от пола, двигаясь вперед и при этом резко разворачиваясь то на 90, то на 180 градусов.
  6. Спортсмен ведет мяч, укорачивая и удлиняя свой шаг.

Отработка техники ведения мяча в паре

  1. Два игрока встают друг напротив друга. Один из них ведет мяч, а второй старается в точности скопировать движения товарища. Затем ведомый и ведущий меняются ролями.
  2. Игроки стараются догнать друг друга, ведя при этом мяч.
  3. Один игрок выполняет ведение мяча, а второй пытается его забрать. Потом спортсмены меняются ролями.

Отработка бросков мяча в корзину

Программа тренировок для баскетболистов обязательно включает в себя упражнения на проработку умения забрасывать мяч в корзину с различных расстояний. Для новичков они являются самыми сложными.

Начинать обучение следует с повторения следующих упражнений:

  1. Бросание мяча в корзину с различных расстояний, держа его двумя руками.
  2. Броски от плеча - стоя, в движении, то правой, то левой рукой.
  3. Бросание мяча в корзину с различных углов, но находясь на одном расстоянии от нее.
  4. Ведение его с последующим броском.
  5. Бросок мяча с ударом об щит.

Эта тренировка для начинающих баскетболистов. Опытный спортсмен усложняет ее, ставя перед собой конкретные цели: добиться определенного числа попаданий из количества бросков (к примеру, сделано 30 бросков - в 25 случаях мяч попал в цель).

Следующий этап - это коллективные соревнования. Игроки одной команды соревнуются, кто большее количество раз попал в цель, кто первый забросил мяч в корзину с определенного расстояния и прочее.

Теперь перейдем к секретам лучших тренеров и игроков, которые помогут заметно улучшить качество ваших упражнений.

Бег с сопротивлением

Тренировка баскетболиста в тренажерном зале обязательно включена в программу общей подготовки. Ведущие тренеры вводят в нее такое упражнение, как ускорение с сопротивлением:

  1. Для подобных упражнений закупается специальная «упряжь». Но ее с успехом заменяет крепкое полотенце, плотно свернутое в трубочку.
  2. Полотенце перекидывается через пояс спортсмена.
  3. За концы вещи обеими руками держится или тренер, или товарищ по команде.
  4. В это время спортсмен поворачивается спиной к помощнику и, стараясь преодолеть его сопротивление, пытается максимально быстро пробежать 15-30 метров.
  5. Делается пауза 30 секунд.
  6. И еще пять таких ускорений с сопротивлением.
  7. Заканчивают упражнение забегом на ускорение, но уже без «упряжи».

Такое простое упражнение со временем поможет игроку стать самым быстрым на игровой площадке.

Упражнение на координацию

Продолжаем разбирать тренировку баскетболистов в тренажерном зале. На очереди - следующее упражнение, которое позволяет игрокам доминировать на поле. Это приседания с амортизатором над головой. Это улучшает и координацию в перемещениях, и мощность при прыжках.

Упражнение делают так:

  1. Игрок встает ногами на амортизатор, поставив при этом ступни чуть шире плеч. Берет в руки кольца.
  2. Далее выжимает амортизатор над головой, сохраняя руки при этом прямыми.
  3. Держит поясницу и руки прямыми, присаживаясь до параллели бедер с полом.
  4. Быстро возвращается в исходное положение.
  5. Упражнение делают по 6-10 раз в два-три подхода.

Упражнения на гибкость

Баскетбол во многом является игрой именно на дальность. Порой от того, как дальше игрок сможет вытянуть ту или иную конечность (не доходя при этом до травмы) зависит, насколько большую дистанцию он сможет контролировать.

Поэтому в программу тренировок в тренажерном зале для баскетболиста нужно не забывать включать так называемые шаги спайдермена. Именно это упражнение развивает мобильность ног:

  1. Спортсмен встает в упор лежа.
  2. Правой ногой делает как можно больший шаг вперед и помещает свою стопу правее кисти.
  3. В таком положении баскетболист задерживается на пару секунд.
  4. Затем сгибает руки так, чтобы касаться локтями пола. Если не получается - хотя бы грудью или кончиком носа.
  5. Возвращение в исходное положение.
  6. То же самое упражнение повторяется для левой ноги.
  7. Для каждой из ног делают по 8-10 повторов.

Упражнения на ловкость

Сложно представить круговую тренировку баскетболистов без упражнений на ловкость. Ведь отличный игрок не только хорошо прыгает и попадает в корзину, но и безошибочно перемещается по баскетбольной площадке, вовремя реагирует на стремительно развивающуюся ситуацию на поле. За такое умение отвечают не только его скоростные качества, но и безошибочный тайминг и правильный расчет собственных движений.

Все это тренировать поможет следующее упражнение:

  1. Установите пустую корзину ровно под кольцом.
  2. Распределите пять конусов вдоль трехочковой линии. На каждый из них положите по теннисному мячу.
  3. Игрок начинает упражнение у корзины.
  4. Он быстро подбегает к самому правому конусу, берет мячик и как можно скорее относит его в корзину.
  5. Повторяет то же самое с оставшимися конусами.
  6. Подход закончен, когда все пять мячей оказываются в корзине.
  7. Всего за тренировку спортсмен должен сделать 8-10 таких подходов, периодически меняя положение первого конуса, с которого начинается движение.
  8. Важно и не устраивать между подходами длительный отдых - только 30-45 секунд.

Тренировка выносливости

Под кольцом во время напряженной игры порой развивается нешуточная борьба. И побеждает в ней, конечно, самая выносливая команда. Но как научиться выносливости начинающему игроку? Поможет упражнение под названием «Треугольник ужаса»:

  1. Вам будет нужен амортизатор с рукоятками.
  2. Возьмите их в руки и наступите на центр амортизатора. Ваши ступни при этом должны быть на ширине таза.
  3. Разведите руки в стороны и удерживайте их на ширине плеч.
  4. В таком положении сделайте десятку приставных шагов в правую сторону, а затем - в левую.
  5. Повторите пять раз. Это и будет один подход.
  6. Всего подходов нужно 5. Отдых между ними - 1 минута.

Силовая и скоростная подготовка

В баскетболе ценятся мощные движения - выполненные во взрывной, быстрой манере. Вот почему скоростно-силовые тренировки являются самыми излюбленными у профессиональных спортсменов.

Одно из самых эффективных упражнений данной категории - рывок гантели одной рукой:

  1. Поставьте ноги на ширину таза.
  2. Возьмите гантель в правую руку и опустите впереди перед собой.
  3. Быстро наклонитесь, при этом опустив гантель чуть ниже уровня коленей.
  4. Мощно выпрямите корпус, подайте вперед таз, «выжмите» плечом со стороны рабочей ноги.
  5. Выбросите гантель вверх и, подсев вовремя, поймайте ее уже на прямую руку.
  6. Упражнение повторяют по четыре раза на каждую руку в три подхода.

Мягкое приземление

Чем выше игрок прыгает, тем жестче приземляться. Поэтому для безопасной игры важны крепкие мышцы бедра и колени. Это поможет обеспечить «эксцентричные зашагивания на платформу»:

  1. Встаньте на возвышение правой ногой, держа при этой левую на весу.
  2. Вытяните вперед руки. Медленно досчитайте до 10.
  3. Затем опуститесь на пол и мягко поставьте на землю левую стопу.
  4. Вернитесь в исходное положение. Повторяйте так упражнение 12 раз.
  5. Смените ногу. И снова 12 повторений уже для нее.

Тренировки баскетболистов, как вы убедились, - это комплекс из различных упражнений. Включают в себя не только игру на площадке, но и индивидуальные занятия, походы в тренажерный зал.

Обучение основам игры в баскетбол.

Ведение мяча.

  • 1. Ведение мяча: стоя на месте, в движении по периметру площадки, по диагонали площадки, по линиям разметки.
  • 2. Ведение с изменением: скорости, направления; движение лицом и спиной вперед, со сменой рук и т.д., реагируя на разные сигналы тренера - голос, свистки, хлопки.
  • 3. Ведение двух мячей на месте и в движении.
  • 4. Игра "Статуя": свободное ведение мяча в движении (у каждого игрока мяч). По сигналу тренера игроки выполняют остановку (тот, кто не остановился своевременно, получает штрафное очко). Упражнение проводится на время и формирует умение своевременно и правильно останавливаться (прыжком или на два такта).
  • 5. Игра "Поймать мяч". Каждый игрок ведет мяч в пределах площадки. 1, 2 или 3 игрока с мячами (водящие) стараются осалить остальных. Осаленный сам становится водящим. В игре дети учатся менять при ведении руки, направление, скорость, перемещаться спиной и т.д.
  • 6. Свободное ведение мяча каждым игроком. По заданию тренера занимающиеся меняют способ ведения при встрече с другими (смена рук, поворот, изменение направления и т.д.).
  • 7. Игра "Ведущий и ведомые". Все игроки (ведомые) ведут мяч, повторяя движения ведущего (с изменением высоты, скорости, с поворотами и т.д.).
  • 8. Свободное ведение мяча по площадке каждым игроком; остановка по сигналу тренера; поворот лицом к корзине.
  • 9. Игра "Пас себе": подбрасывание мяча вверх-вперед; ловля с одновременной остановкой; ведение на 1-3 м в любом направлении. Движение повторить.
  • 10. Игра "Волк и овцы". Дети (овцы) выстраиваются в трех кругах площадки (у каждого игрока мяч), а один (волк) встает с мячом вне кругов. Когда тренер скажет: "Волка здесь нет", - овцы начинают свободно перемещаться по площадке (волк тоже может перемещаться, но не должен

трогать их). Когда тренер скажет: "Идет волк", - волк может салить тех, кто окажется вне кругов (овцы в кругах находятся в безопасности). Те, кого он осалит, становятся волками, и игра продолжается. Цель игры - научить детей не смотреть все время на мяч, а использовать разные виды ведения в зависимости от ситуации, возникающей в ходе игры.

11. Игра "Рыбак". Все дети (рыбы) выстраиваются в линейку за лицевой линией (у каждого игрока мяч), а один находится в центре площадки (рыбак). По сигналу инструктора игроки начинают ведение мяча, стараясь достичь противоположной лицевой линии и не позволяя рыбаку осалить себя. Тот, кого он осалит, становится рыбаком. В начале игры не обязательно обращать внимание на нарушения правил ведения мяча: важнее сформировать умение быстро перемещаться и выбирать способ ведения мяча (рис. 2.1).

Рисунок 2.1

12. Игра "Сигнал". Дети выстраиваются в линию лицом к тренеру (у каждого игрока мяч) и выполняют ведение на месте. Тренер указывает направление, в котором дети должны двигаться (направо, налево, вперед, назад и т.д.).

Когда тренер опускает руки вниз, игрок может вести мяч в любую сторону. Если он поднимает вверх правую руку, игрок ведет мяч влево (и наоборот). Если тренер поднимает обе руки, игрок должен вести мяч назад.

13. Эстафета "Ведение мяча с конусами". Тренер делит группу на две команды (у каждого игрока мяч). Дети выстраиваются так, как показано на рис. 2.2. По сигналу стартует первый номер в каждой команде: ведет мяч одной рукой, другой стараясь рукой повалить все конусы на своем пути, затем таким же образом быстро возвращается назад, чтобы передать эстафету второму номеру. Тот, ведя мяч одной рукой, старается поднять конусы (игра приостанавливается, если конус не поднят), и т.д. Выигрывает команда, все игроки которой раньше выполнили задание.


Рисунок 2.2

  • 14. Ведение мяча по периметру площадки с изменением направления, скорости, сменой рук, поворотами и т.д. (по указанию тренера).
  • 15. Свободное ведение мяча по всей площадке каждым игроком. При встрече с другим игроком надо поменяться с ним мячами, не прекращая ведения, а затем продолжить его.
  • 16. Игроки с мячами выстраиваются по трое, четверо, или пятеро вдоль лицевой линии. Напротив каждого игрока на уровне двух линий штрафных бросков и центральной линии располагаются стойки. По сигналу тренера стартует первая группа. У каждой стойки игроки могут выполнить следующие (или другие) варианты ведения мяча:
    • * смена ведущей руки;
    • * движение назад;
    • * изменение скорости;
    • * ведение с поворотом;
    • * остановка прыжком;
    • * поворот на 360° со сменой ведущей руки.

Броски мяча в корзину.

  • 1. Броски мячей разного веса и размера в круги, корзины на разной высоте (с разного расстояния).
  • 2. Свободные броски в корзину.
  • 3. Броски в корзину с гимнастической скамейки.
  • 4. Броски в нарисованные на стене квадрат, цифры; в круг на полу; в круг, который держит другой игрок.
  • 5. Броски мяча. Нужно стараться сбить стойки, попасть в другие мячи, неподвижные или движущиеся, и в разные предметы.
  • 6. Броски в корзины разных размеров без щита.
  • 7. Броски в корзину с разных позиций (прямо, сбоку справа, сбоку слева и т.д.).
  • 8. Броски в корзину с начислением очков: 2 очка - чистое попадание; 1 очко - мяч коснулся кольца; 0,5 очка - мяч коснулся щита. Побеждает команда, первой набравшая установленное тренером число очков.
  • 9. Игра "21". Игроки делятся на две команды и выстраиваются у двух линий штрафных бросков или ближе. По команде первый номер каждой команды бросает мяч (за попадание 2 очка). В случае промаха производится подбор мяча и еще один бросок без ведения с места подбора (за попадание присуждается 1 очко). Второй номер в команде начинает броски, когда первый попал в корзину или использовал оба броска. Команда, набравшая 21 очко первой, выигрывает.
  • 10. Игра "Треугольник". Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч) и выстраиваются под двумя корзинами, как показано на рис. 2.3. Отмечают три позиции для бросков (справа, прямо и слева). Выполнение упражнения начинается одновременно для обеих команд по команде тренера. Игрок не может перейти на следующую позицию, пока не попадет в корзину или не использует три возможные попытки. Выигрывает команда, прошедшая все три точки первой. Нельзя бросать мяч с новой точки, пока все члены команды не попадут в корзину или не используют все свои попытки.

Рисунок 2.3

  • 11. Подбрасывание мяча вверх; прыжок и ловля мяча в прыжке; приземление; бросок.
  • 12. Стоя лицом к корзине, высоко подбросить мяч вверх; пробежать под ним; повернуться и поймать мяч; выполнить поворот; стоя лицом к корзине, выполнить бросок.
  • 13. Броски в корзину с открытым одним глазом и закрытым другим.
  • 14. Дети встают спиной к корзине (у каждого игрока мяч), по сигналу тренера делают поворот к ней лицом и бросок мяча.
  • 15. Игроки стоят лицом к корзине, мяч лежит на полу. По сигналу тренера игроки берут мяч и выполняют бросок.
  • 16. Игроки стоят лицом к корзине, мяч зажат между коленями; выполняют прыжок вверх, отпускают мяч, приземляются; после отскока мяча от пола ловят его и выполняют бросок в корзину.
  • 17. Бросок мяча, стоя на одной ноге.
  • 18. Игрок катит мяч к корзине, догоняет его и останавливает (одна рука спереди, другая сзади), затем выполняет бросок.
  • 19. Броски в корзину из положения сидя.
  • 20. Удар мяча в щит; подбор его в прыжке; приземление; бросок.
  • 21. Броски мяча в парах с различных позиций.
  • 22. Упражнения на совершенствование техники бросков.

Ведение мяча и броски.

Упражнения, включающие в себя сочетание ведения и бросков, позволяют молодым игрокам совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым, и определять, каким техническим приемом и когда необходимо воспользоваться в данном конкретном случае.

1. Игра "Все вместе к корзине". Игроки делятся на две команды (у каждого мяч) и выстраиваются вдоль средней линии площадки спина к спине, как показано на рис. 2.4.


Рисунок 2.4

По сигналу тренера все игроки начинают ведение мяча, каждый к своей корзине; выполняют броски до попадания с 3 попыток; в случае попадания или использования всех попыток, ведя мяч, возвращаются на свои места. Выигрывает команда, которая придет к финишу первой. Ведение можно начинать из различных стартовых положений: сидя, стоя на коленях, лежа на спине и т.д. Броски можно выполнять после остановки или в движении.

  • 2. Эстафета с ведением мяча и броском. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды начинает ведение мяча, останавливается, делает бросок. Если игрок попадает в корзину сразу, он возвращается на исходную позицию, в противном случае он может использовать еще 3 попытки. В случае неудачи он возвращается на исходную позицию. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время.
  • 3. То же, что в упражнении 2, но у каждого игрока только одна попытка броска. Второй номер стартует, после того как выполнит бросок первый.
  • 4. Эстафета с ведением мяча слаломом. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.5.

Рисунок 2.5

5. Круговая игра. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.6.


Рисунок 2.6

6. Игра в трех кругах. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). Игра проводится, как показано на рис. 2.7.


Рисунок 2.7

7. Эстафета в слаломе на половине площадки. Дети делятся на две команды (у каждого игрока мяч). По сигналу первый номер каждой команды стартует и ведет мяч между отметок к корзине; останавливается, делает бросок (1 попытка). Второй номер стартует, когда первый подбирает мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше удачных бросков за определенное время (рис. 2.8).


Рисунок 2.8

  • 8. Ведение мяча от середины площадки с изменением направления и сменой рук; бросок в движении или после остановки (справа, слева).
  • 9. Ведение мяча от середины площадки, поворот и бросок.
  • 10. Комбинации различных видов ведения мяча и бросков (по всей площадке и на половине площадки).

Передачи мяча.

  • 1. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Обмен мячами из рук в руки (стоя, стоя на коленях, сидя).
  • 2. То же - в группах по 3, 4 и 5 игроков.
  • 3. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Движение мяча между ног по "восьмерке"; передача.
  • 4. Упражнение в парах (у каждого игрока мяч). Передачи мяча любыми способами.
  • 5. То же - в группах по 3, 4, 5 игроков.
  • 6. Упражнение в парах (на пару один мяч). Передача мяча "на выход" (игрок без мяча поднимает одну руку, прося партнера сделать передачу на эту руку; шаг в сторону мяча; ловля мяча).
  • 7. Упражнение в парах, стоя бок к боку. Передача мяча за спиной одной рукой.
  • 8. Игра "Поезд". Группа делится на несколько команд. Участники одной команды стоят или сидят друг за другом, как показано на рис. 2.9. Игра начинается по сигналу тренера. Каждый игрок передает мяч партнеру с конца колонны вперед, после чего перебегает во главу колонны. Выигрывает команда, первой достигшая с мячом определенной отметки.

Рисунок 2.9

9. Передачи зигзагом. Две команды (рис. 2.10) по сигналу тренера начинают передавать мяч и ведут счет, сколько сделано передач без потерь за определенное время. В случае потери подсчет начинается с нуля.

Рисунок 2.10

10. Передачи "Звезда". Дети выстраиваются, как показано на рис. 2.11 (у каждого игрока мяч), и по сигналу начинают передавать мяч. Выигрывает команда, сделавшая больше передач без потерь за определенное время. Нельзя передавать мяч стоящему рядом.


Рисунок 2.11

  • 11. Передачи мяча и перемещения. Вариант 1. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу (у всех игроков один мяч). Нужно передать мяч и перейти в конец другой колонны. Вариант 2. Игроки в двух колоннах выстраиваются лицом друг к другу. Нужно передать мяч и перейти в конец своей колонны.
  • 12. Игра "Передать мяч и бежать". Игрок передает мяч партнеру, двигается вперед, получает мяч и передает его следующему игроку, и т.д. (рис. 2.12).

Рисунок 2.12

13. Передачи мяча в парах в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 2.13).


Рисунок 2.13

  • 14. Передачи мяча в тройках в движении на половине площадки или по всей площадке (рис. 2.14).
  • 15. Передачи мяча в четверках в движении по всей площадке.
  • 16. Передачи мяча в пятерках в движении по всей площадке.

Рисунок 2.14

  • 17. Передачи двух или трех мячей в тройках.
  • 18. Передачи мяча в тройках в движении. Передающий игрок бежит вслед за мячом, обходя партнера сзади.

Упражнения

При обучении игровым видам спорта невозможно построить урок без игровых упражнений, подводящих к изучению основной игры. Они помогают отработать тот или иной навык, закрепить пройденный материал в игровой форме. Какие игровые упражнения лучше использовать на уроках баскетбола?

Бег за мячом

Игроки выстраиваются в колонну по 3 или по 4 на линии штрафного броска. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м стоит капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч первому игроку в колонне, который, поймав мяч, передает его обратно, бежит за ним и встает за спиной капитана. Тот ловит мяч и передает его второму игроку, который повторяет действия первого, и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда выстроится за капитаном (см. рис. 1).

Мяч в центр

Вариант 1. Игроки выстраиваются в три круга. В середине каждого круга – капитан с мячом. По сигналу учителя он передает мяч игрокам по кругу по очереди в направлении по часовой стрелке, а они передают его ему обратно. Игра заканчивается, когда капитан получит мяч от последнего игрока. Выигрывает команда, закончившая игру первой.

Вариант 2. После того как все игроки получат мяч и передадут его капитану, один из них меняется с ним ролями. Выигрывает та команда, в которой все игроки раньше соперников успеют выполнить задание.

Передал – садись

По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т. д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников (см. рис. 2).


Салки с ведением мяча

Вариант 1. Игроки берут мячи, расходятся по залу и начинают ведение мяча. Один из них назначается водящим, который старается осалить одного из игроков. Осаленный игрок после этого становится водящим.

Игру можно проводить в парах.

Вариант 2. Упражнение усложняется: водящий старается, не задев другого игрока, выбить у него мяч.

Эстафета с ведением мяча

Игроки выстраиваются в колонну по 3. По сигналу первые номера начинают ведение мяча, обходя флажки, и, возвратившись назад, передают мяч следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету (см. рис. 3).

Эстафета с ведением и бросками мяча

По сигналу первые номера ведут мяч к противоположным кольцам, делают два шага и бросают мяч в кольцо, затем передают мяч следующим игрокам и встают в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда одна из команд в течение 2–3 мин. забросит как можно больше мячей в кольцо. После этого подсчитывается количество попаданий, и команды меняются кольцами: колонна № 3 идет к кольцу № 7, колонна № 2 – к кольцу № 8, а колонна № 1 – к кольцу № 2. Команды меняются местами 2 раза. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 4).

Бомбардиры

По сигналу игроки выполняют броски в кольцо, фиксируя количество попаданий. Через 1,5–2 мин. по сигналу они меняются кольцами против часовой стрелки. Выигрывает команда, которая наберет большее количество попаданий (см. рис. 5).

Борьба за мяч

Участвуют две команды. Игроки команды, овладевшей мячом, должны сделать 10 передач друг другу, а их соперники стараются им помешать и, завладев мячом, пытаются в свою очередь, сделать 10 передач друг другу. За каждые успешно выполненные 10 передач команда получает 1 очко. Игра ведется по правилам баскетбола.

Варианты:

а) игра с ведением мяча,

б) игра без ведения мяча.

Эстафета с ведением и передачей мяча

Игроки выстраиваются в колонну по 3 на расстоянии 2–3 м друг от друга. У первого игрока мяч. По сигналу он поворачивается и передает мяч второму участнику, второй – третьему, и т. д. Последний, получив мяч, начинает ведение, змейкой обводит каждого игрока своей команды и встает во главе колонны. Команда, таким образом, сдвигается на одного игрока назад. Эстафета заканчивается, когда первый игрок снова возглавит колонну. Выигрывает команда, первой закончившая упражнение.

Точка

Участвуют 2 игрока и более. Если игрок (участник команды или первый номер) попал в кольцо с определенной точки, то и все остальные игроки должны попасть в кольцо с того же самого места. Если следующий по очереди игрок совершил промах, то он получает штрафное очко, а следующий бросающий может сменить точку броска, и т. д. Получив 5 штрафных очков, ученик выбывает из игры.

Мяч капитану

Играют две команды по правилам баскетбола, но вместо бросков по кольцу участники передают мяч своим капитанам, располагающимся в зонах штрафного броска.

Варианты:

а) игра с ведением мяча;

б) игра без ведения мяча.

Снайпер

В игре принимают участие несколько игроков с мячами. Цель – как можно чаще поразить кольцо из-за 6-метровой линии в течение 1–3 мин.

Солнышко

Игроки должны поразить кольцо с каждой из 7 точек. При попадании с точки № 1 нужно переместиться на точку № 2, и т. д. (см. рис. 6).

Смотри!

По сигналу первый игрок передает мяч второму, тот третьему, и т. д. до последнего, который снова возвращает мяч первому игроку. После этого игра начинается сначала. По мере овладения игрой увеличивается ее темп и количество мячей (см. рис. 7).