Какой тестов определяет уровень развития силы. Оценка уровня развития силовых способностей


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕСТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Урок подготовил учитель физкультуры Куприянов Д.А ГБОУ СОШ № 1499

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 1. 12 – минутный бег 6- минутный бег Испытуемый должен бежать или выполнять бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за данное время Аэробная выносливость

4 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 2. Тест «Лечь-сесть» Критерий оценки - количество повторений поднимания туловища из положения лежа на спине в сед за 1 мин. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в и. п. Силовая выносливость мышц брюшного пресса

5 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 3. Поднимание и опускание прямых ног. Испытуемый лежит на спине на мате, прямые ноги вместе, руки лежат на мате за головой, пальцы переплетены. Партнер расположен со стороны головы тестируемого и удерживает его за руки. По сигналу испытуемый поднимает прямые ноги (угол 45°) до касания пальцами ног установленной гимнастической палки или другого пригодного для этой задачи предмета, затем опускает их до касания пятками мата. Результат. Экзаменатор фиксирует касания и количество выполненных полных циклов движений за 30 или 60 с. Силовая выносливость мышц ног и брюшного пресса.

6 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 4. Удержание в висе на согнутых руках Оборудование: перекладина, секундомер, свисток. Испытуемый с помощью партнера или стула принимает и. п.- вис на согнутых руках (хват снизу), подбородок расположен над перекладиной. По сигналу учителя он стремится удержать это положение как можно дольше. После того как подбородок испытуемого опустится ниже жерди, секундомер останавливается. Тест выполняется 1 раз. Силовая выносливость мышц рук (статическая)

7 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 5. Удержание туловища Испытуемый принимает и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, туловище под углом 40° к поверхности пола, руки за головой, пальцы переплетены. Партнер удерживает стопы испытуемого. Задача - сохранить такое положение как можно дольше. Результат. Определяется время в секундах. Силовая выносливость мышц спины

8 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Критерием выносливости служит количество отжиманий: для мальчиков - в упоре лежа; для девочек - с опорой на согнутые колени. Силовая выносливость мышц плечевого пояса

9 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 7. Удержание определенных поз с помощью мышечных групп 1.Испытуемый стоит прямо, руки в стороны, в каждой кисти груз в 1 кг. 2. Испытуемый выполняет угол на гимнастической стенке. Исследуется статическая выносливость мышц брюшного пресса. В тех случаях, когда школьник не в состоянии держать угол на гимнастической стенке, предлагается другое упражнение - угол в упоре. 1.Статическая выносливость плечевого пояса 2.Статическая выносливость мышц брюшного пресса

10 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 7. Удержание определенных поз с помощью мышечных групп 3. Испытуемый стоит на носках в положении полуприседа, туловище держит вертикально. Угол между бедрами и голенью составляет 90°. 4. Испытуемый грудью ложится на стол так, чтобы край стола находился у пояса. Ноги его вытянуты параллельно полу. Испытуемого удерживают за плечи. 3. Статическая Выносливость мышц бедра и голени. 4. Статическая Выносливость мышц спины.

11 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 7. Удержание определенных поз с помощью мышечных групп 5. Испытуемый стоит прямо. Выпрямленная нога поднята вперед до предела. Исследуется статическая выносливость мышц тазового пояса Результат. Главным показателем статической выносливости служит время удержания соответствующей позы, а допускаемое отклонение от и. п. не должно превышать 10°. При отклонении более чем на 10° регистрация времени прекращается. Статическая выносливость мышц тазового пояса

12 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 8. Броски набивного мяча в стену. Оборудование: набивной мяч (3 кг), гимнастическая скамья, секундомер. И. п.- лежа на животе, набивной мяч в руках испытуемого. По сигналу он бросает (передает) мяч двумя руками от груди в стену над расположенной возле нее гимнастической скамьей (рис.). Результат. Количество бросков набивного мяча в стену. Время длительности теста для юношей 40 с, для девушек 30 с. Общие указания и замечания. Наши дополнения: для детей (11 -12 лет) вес набивного мяча должен быть 2 кг. Тест можно выполнять отдельно для ведущей и неведущей конечности. Пауза между попытками не менее 60 с. Учитывается количество бросков отдельно для каждой руки, разница между ними и сумма всех бросков, выполненных двумя руками и каждой рукой отдельно. Тест могут выполнять одновременно несколько учеников. Скоростная выносливость мышц рук

13 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 9. Перепрыгивание через гимнастическую скамью. Оборудование: гимнастическая скамья, секундомер. Стоя боком к гимнастической скамье, испытуемый стремится за 20 секунд совершить как можно больше прыжков через гимнастическую скамью. Общие указания и замечания. Длительность теста для подготовленных юношей и девушек может быть увеличена до 40 с. Скоростная выносливость мышц ног

14 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 10. Прыжки на расстояние из приседа. Процедура тестирования. Из данного и. п. испытуемый выполняет прыжки в длину, стремясь делать это как можно быстрее. Время теста 20 с. Результат. Учитывается количество совершенных прыжков и расстояние. Общие указания и замечания. Хорошо подготовленные дети могут выполнять тест до 40 с. Скоростная выносливость мышц ног

15 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения выносливости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) выносливости 11. Приседание на двух ногах Глубокие приседания на двух ногах в течение 30 с. Скоростно-силовая выносливость мышц ног

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 1. Подтягивание Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовленности. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания. Сила и силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса Развитие силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.

18 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 2. Сгибание-разгибание рук на параллельных брусьях Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает руки под углом 900 или менее, а затем снова выпрямляет руки. Необходимо сделать как можно больше отжиманий. Сила сгибателей и разгибателей мышц рук и плечевого пояса

19 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 3. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см (рис. 2); отжимания от пола с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени) (рис. 3). Сила сгибателей и разгибателей мышц рук и плечевого пояса

20 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 4. Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми ногами Испытуемый ложиться на спину ноги согнуты под углом 900 , стопы полностью касаются пола, партнер удерживает стопы, сцепив руки за головой, затем, принимает положение седа касаясь локтями колен и возвращается в и.п. Сила и силовая выносливость мышц пресса и позвоночного столба

21 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 5. Вис на согнутых и полусогнутых руках Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках (угол между предплечьем и плечевой костью 90°). Результат. Определяется время удержания данного положе­ния от начала его принятия до прекращения упражнения или изме­нения и. п. (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук) Силовая выносливость мышц плечевого пояса

22 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 6. Подъем переворотом на высокой перекладине. Испытуемый после подтягивания делает подъем переворотом и переходит в упор. Затем снова опускается в вис. Сила мышц рук, брюшного пресса, ног

23 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 7. Лазанье по канату. В первом варианте испытуемый с помощью одних рук (ноги опущены) стремится как можно быстрее подняться на высоту 4 или 5 м. Во втором варианте он пытается сделать то же, но удерживая прямой угол между ногами и туловищем (для учащихся с высоким уровнем силы). В третьем варианте это же контрольное упражнение испытуемый выполняет с помощью ног (для учащихся с низким уровнем силовой подготовленности). Сила мышц рук, брюшного пресса и ног

24 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 8. Прыжок в длину с места с двух ног Скоростно-силовые способности (мышц ног)

25 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения силовых способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) силовых способностей 9. Поднимание и опускание туловища и рук над полом. Оборудование: мат, 2 вертикальные стойки, шнур, измерительная лента, секундомер. Испытуемый находится в положении лежа на животе, ноги фиксированы партнером. В течение 15 с он должен поднимать туловище и руки как можно выше над землей, фиксируя это положение касанием только тыльной стороной головы измерительной ленты, и опускать их Результат. Определяется количество правильно выполненных попыток (подниманий и опусканий туловища и рук) за 15 с. Общие указания и замечания. Даются 3-4 предварительные оценки. Измерительная лента устанавливается на высоту голени испытуемого до верхнего края коленной чашечки. Сила и силовая выносливость мышц спины

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения скоростных способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) скоростных способностей 1 Ловля падающей палки. Оборудование: палка длиной 60 см, диаметром 1 см и нанесенной на ней разметкой в см, стул. Испытуемый сидит на стуле лицом к спинке, на которой горизонтально расположена его рука (рис. а). Пальцы рук распрямлены. В 1 см от них тестируемый вертикально удерживает палку за ее верхний конец, установленную возле нижнего края открытой кисти испытуемого (рис. б). Через 1 - 3 с проводящий тест отпускает палку, а испытуемый должен ее поймать (схватить кистью) как можно быстрее. Результат. Измеряется расстояние (в см), которое пролетит палка от нижнего конца до нижнего края кисти испытуемого. Общие указания и замечания. Дается опробование теста. Из двух зачетных попыток учитывается лучший результат А) Быстрота реакции Б) Быстрота реакции, скорость одиночного движения

28 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения скоростных способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) скоростных способностей Частота движений рук и ног Оценивается с помощью простых приборов (теппинг-тестов) Результат. Количество движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с. Частота (темп) движений рук (отдельно ведущей и неведущей) и ног (ноги)

29 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения скоростных способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) скоростных способностей Бег на месте за 5-10 с По сигналу испытуемый стремится как можно чаще поочередно касаться коленями резинового шнура. Шнур подвешивается горизонтально на высоте поднятого под прямым углом бедра испытуемого. Частота движений ног

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 1. Наклон (туловища) вперед в положении седа Наклон (туловища) вперед в положении стоя Оборудование: табурет или стабильно установленная гимнастическая скамья с вертикально прикрепленной к ней линейкой (доской, в см). Нулевую отметку на линейке лучше установить на горизонтальном уровне табуретки или скамьи. Испытуемый стоит без обуви на табурете или скамье так, чтобы пальцы стоп находились ровно на краю табурета. Стопы соединены, ноги выпрямлены в коленных суставах. Из данного и. п. ученик выполняет наклоны туловища вперед так, чтобы пальцы рук опустились как можно ниже. Такую позицию необходимо удержать в течение 2 с. Результат. Учитывается расстояние в см (на линейке или доске), до которого дотяну­лись пальцы рук. Общие указания и замечания. Из двух попыток учитывается лучший результат. Проба не засчитывается, если во время наклона вперед сгибаются ноги в коленных суставах. Испытуемый получает оценку «+» (например, +5), если его пальцы рук опу­стились ниже горизонтального уровня та­буретки или скамейки, и оценку «-», если пальцы его рук не дотянулись до нулевой отметки. Измерения можно проводить также от отметки +50. Гибкость позвоночного столба и туловища

32 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 2. Поднимание рук с гимнастической палкой вверх в положении лежа на животе Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой. Результат. Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Подвижность суставов плечевого пояса

33 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 3. Отход от стены Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены. Затем, не отрывая мизинцев от стены, отходит на максимальное расстояние вперед. Результат. Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Подвижность суставов плечевого пояса

34 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 4 «Мост» Процедура выполнения этого упражнения известна. Результат. Учитывается расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат. Гибкость туловища, тазобедренных суставов и плечевых суставов

35 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 5. Разведение ног в стороны (шпагат). Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед-назад с опорой на руки. Результат. Учитывается расстояние от вершины угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость. Гибкость тазобедренных суставов

36 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 6. Наклоны вправо (влево). Из и. п. стоя на коленях (колени вместе) коснуться пола кистью, сжатой в кулак (мальчики, юноши), или ладонью (девочки, девушки) Гибкость позвоночного столба в боковой плоскости

37 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 7. Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой в руках Испытуемый в и. п. стоя удерживает палку в горизонтальном положении в руках. Затем он делает выкрут в плечевых суставах с данным предметом спереди туловища назад, а затем возвращается в и. п. Руки при этом остаются прямыми. Задача - выполнить выкрут при возможно более узком хвате палки. Результат. Оценивается: а) минимальное расстояние между обеими кистями рук на палке (в см); б) ширина плеч с помощью циркуля; в) индекс гибкости: ширина хвата (в см)/ширина плеч (в см). Общие указания и замечания. Гимнастическая палка длиной 120 см, размеченная в см. Циркуль для измерения ширины плеч. Из четырех попыток учитывается лучший результат. Необходимо выполнить предварительное разогревание сустава (разминку). Гибкость суставов плечевого пояса

38 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 8. Прогиб назад и касание руками пола. В позиции сидя на коленях прогнуться назад и руками коснуться пола Подвижность позвоночного столба, коленных суставов

39 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 9. Полный присед на всей ступне, колени вместе, руки вперед Подвижность в коленных и тазобедренных суставах

40 слайд

Описание слайда:

Тесты для измерения гибкости * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) гибкости 10. Сед на коленях, таз находится под «линейкой», соединяющей пятки Подвижность в коленных и голеностопных суставах

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Тесты для определения координационных способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) координационных способностей 1. Челночный бег 3х10 м, 4х10 м и т.д. возможно выполнение бега 3х10 м спиной вперед и сравнение времени бега 3х10 м лицом и спиной вперед (с) Бег между двумя параллельными чертами; на каждой черте набивной мяч; с высокого старта обегая мяч с любой стороны и финиширует без остановки на линии. Абсолютные и относительные показатели КС в циклических локомоциях (в беге). Способность к приспособлению и перестроению

43 слайд

Описание слайда:

Тесты для определения координационных способностей * № п/п Название теста Процедура тестирования Измеряемый вид (разновидность) координационных способностей 2. Три кувырка вперед. Возможно также выполнение трех кувырков назад и сравнение времени при выполнении кувырков вперед и назад (с) Испытуемый встает у края матов и принимает и.п. О.С.. По команде «Можно!» учащийся принимает положение упор присев и последовательно, без остановки, стремясь сделать 3 кувырка за минимальный отрезок времени. После последнего кувырка нужно принять и.п. КС в акробатических упражнениях; способность к согласованию и приспособлению

44 слайд

В практике физического воспитания количественно-силовые воз­можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгиба­ние и разгибание сегментов тела), а также в статических и динами­ческих усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых ка­честв наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специ­ального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для опреде­ления максимальной силы используют простые по технике вы­полнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максималь­ная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­собностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 12, 3), подтягивания (рис. 12, 7, 8), отжимания на параллельных брусь­ях, от пола или от скамейки (рис. 12, 9, 10), поднимание туло­вища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 12, 6), висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 12, 14), подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­ста с двух ног (рис. 12, 2), тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), подни­мание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 12, 5), прыжок вверх со взмахом (рис. 12, 1) и без взмаха рук (опре­деляется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой (рис. 12, 11, 12, 13) и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж­ков и т.п.

По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы­сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз­можности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учеб­никах и пособиях .

7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение нападающего или защитного действия в еди- " ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную ско­рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско­рости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ-

ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле­ние скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на­чать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло­та - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при­родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения воз­буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от централь­ной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи­ях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость пе­рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере­дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспе­чении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные на­блюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-

щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с И до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специально тренирующиеся имеют пре­имущество на 5-20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваи­вают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способнос­тей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным пу-

тем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех фак­торов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназ­ванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (напри­мер, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь не­высокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гаранти­рует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой по­ложительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особен­ности скоростных способностей поэтому требуют применения соот­ветствующих тренировочных средств и методов по каждой их раз­новидности.

"

Средства воспитания силы

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Основные средства:

1. Упражнения с весом внешних предметов: гантели, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

Упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела

Упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

Упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

Ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения).

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.)

2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.)

3. Упражнения с противодействием партнера.

Примерный комплекс упражнений для развития силы см. Приложение (2, 10, 14, 18,20, 24).

Тесты для определения уровня развития силы

В практике физического воспитания количественно-силовые возможности оцениваются двумя способами:

1) с помощью измерительных устройств - динамометров, динамографов;

2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует, какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.

Для определения уровня развития скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания), отжимания от пола или от скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, прыжок в длину с места с двух ног, поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок вверх со взмахом) и без взмаха рук (определяется высота выпрыгивания).

Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыжков и т.п.

По основным контрольным упражнениям для определения силовых способностей были проведены тестирования учащихся 4-5 классов ООШ №26 г. Харцызска (см. Приложение Б).

По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (высокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые возможности (13, 24).

Тесты для определения уровня развития силы у детей 6-7 лет

Контрольные упражнения

Уровни и баллы

Достаточный

Мальчики

Прыжок в длину с места (см)

Вис на согнутых руках(с)

13 и менее

Прыжок в длину с места (см)

94 и менее

Прыжки со скакалкой (раз)

10 и менее

Поднимание туловища за 30 сек (раз)

10 и менее

Тесты для определения уровня развития силы у детей 8-9 лет

Контрольные упражнения

Уровни и баллы

Достаточный

Мальчики

Прыжок в длину с места (см)

126 и менее

Вис на согнутых руках(с)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Прыжок в длину с места (см)

114 и менее

Прыжки со скакалкой (раз)

12 и менее

Поднимание туловища за 30 сек (раз)

15 и менее

Тесты для определения уровня развития силы у детей 10 лет

Контрольные упражнения

Уровни и баллы

Достаточный

Мальчики

Прыжок в длину с места (см)

130 и менее

Вис на согнутых руках(с)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

Подтягивание на перекладине (раз)

Метание мяча 150г (м)

17 и менее

Прыжок в длину с места (см)

118 и менее

Прыжки со скакалкой (раз)

13 и менее

Поднимание туловища за 30 сек (раз)

17 и менее

Известный тренер пауэрлифтеров Дэн Джон подобрал эти 10 тестов, которые должен уметь выполнять каждый продвинутый любитель силовых тренировок. Пройдите их все и если с чем-то возникают затруднения – это ваше слабое звено.

1. Жим (лежа) своего веса

Покорение штанги своего же веса – та грань, которая отделяет начинающих физкультурников от опытных атлетов. Вы не представляете, сколько в залах людей, тренирующихся годами, но не способных выжать собственный вес. Если не брать в расчет двухметровых ребят с крайне плохими рычагами, дойти до своего веса в жиме на скамье может любой.

Что мешает? Одним – недостаток техничности, другим – избыток вариативности.

Проблема техники : чтобы быть сильным, надо не только уметь сокращать свои мышцы, но и правильно использовать суставы. Некоторые жмут хватом, который подошел бы пятикласснику – настолько узок. В жиме лежа локти должны располагаться под запястьями. Попросите кого-то посмотреть, как двигаются ваши предплечья при жиме: по большей части они должны быть вертикальны. Возможно, вам придется потратить несколько тренировок, чтобы научиться так жать; зато потом сможете жать больше.

Жим штанги лежа с правильной техникой:

Проблема разнообразия : уберите все лишнее из тренировок. Обычный жим (стоя) положительно переносится на жим лежа, но бесконечные вариации с разными наклонами, сведения с гантелями и “бабочки” расходуют энергию попусту. Их все равно бесполезно делать, пока вы не жмете собственный вес. Выбрасывайте без сожаления, потом добавите.

Если же вы уже жмете свой вес на скамье, то можете взять его на грудь и сделать фронтальный присед? А рывок? Вы поняли идею – покорите собственный вес на штанге в разных движениях, это закладывает хорошую силовую базу.

2. Становая тяга с двумя своими весами

Тоже вроде несложный экзамен, но некоторые не могут сдать его годами. Отсутствие техники, слабый хват, недостаток мышц, травмы спины – множество разных причин.

Интересное наблюдение: многим полезно отказаться на время от становой, чтобы увеличить рекорд в ней. Подтягивания усилят хват, махи научат работать тазовый пояс, приседания добавят мяса. Кстати, я не видел ни одного штангиста, который бы не поднял много в классической становой, а они ее вообще не отрабатывают. Станьте сильнее в других упражнениях, и тяга тоже вырастет.

Не все пауэрлифтеры с этим согласятся, но великий чемпион Хью Кэссиди говаривал, что только горилла может тянуть чаще раза в неделю. Так что же делать на других тренировках? Да просто “пахать”: толкайте и тяните санки, приседайте, делайте прогулки фермера, набирайте силу. Три-четыре-пять-шесть месяцев тяжелых тренировок без становой пойдут ей только на пользу.

3. Две минуты в планке

Лично я предпочитаю традиционную планку в упоре лежа, но вы можете выбрать любую вариацию. Главное – продержать ее целых 120 секунд. Доктор Стю МакГилл говорил, что если пара минут планки вам не по силам, то у вас или слишком много жира, или никакой пресс. Добавлю: или вы не умеете напрягать мышцы и удерживать напряжение. Именно этому планка учит, и как раз этого умения не хватает новичкам: они просто не могут собрать все тело воедино для подъема большого веса.

Есть и иной путь, например, прогулка фермера с отягощением в одной руке. Такая “чемоданная” версия – планка в динамике. Только не гонитесь за весом, попробуйте 20 кг, а не все 50 сразу. Нужно ходить красиво, а не раскачиваться, как травинка на ветру.

Эти прогулки легко добавить в конце любой тренировки: возьмите снаряд одной рукой, отнесите как можно дальше, а обратно принесите другой. Сразу же узнаете, насколько силен ваш хват. А завтра еще обнаружите существование каких-то мышц по бокам корпуса.

4. “Одноподушечный” сон

Если для нормального сна вам требуется две подушки (или больше), то пора поработать над растяжкой, гибкостью и подвижностью, а еще неплохо бы провериться у врача. Когда требуется высоко поднимать голову (при сне на спине) – это может быть знаком чрезмерного кифоза, проще говоря – вы слишком ссутулены.

Владимир Янда еще полвека назад открыл нам, что тонические мышцы (особенно грудные, бицепсы, бицепсы бедер и сгибатели бедер) стягиваются с возрастом, из-за травм или слабости. Так что начинайте их растягивать.

Когда проблема серьезнее, например, в суставах, то не занимайтесь самолечением, а обратитесь к специалистам. Заметная ассиметрия и разные нарушения осанки влияют как на сон, так и на все остальное в жизни. Чем раньше вы их исправите, тем лучше для вас. Спите крепче – поднимете больше.

5. Тест “сесть-встать”

Попробуйте сесть на пол, не опираясь ни на что руками, коленями и голенями. Получилось? Тогда попытайтесь встать – также ничем ничего не касаясь, только стопы на полу.

Эта способность жизненно важна для вас и я не преувеличиваю – так говорят ученые. С помощью данного теста исследователи могут предсказать продолжительность жизни. А мы еще кое-что узнаем о нашей гибкости, силе и координации.

Если вам нет пятидесяти и вы не справляетесь с этим тестом, стоит задуматься над своей физической формой и над здоровьем вообще. Поверьте, лучше исправить это сейчас, на пенсии может уже не получиться.

Вот как правильно делать этот тест:

6. Десятисекундная стойка на одной ноге

Просто поднимите одну ногу и постойте 10 секунд. Не получилось? Это может говорить о серьезной проблеме со здоровьем. В моем случае – с тазобедренным суставом.

7. Тридцатисекундный вис (и подтягивание)

Повисите-ка полминутки на перекладине. Сначала, разумеется, вы проверите силу хвата, но потом можете обнаружить, что что-то идет не так в плечевых суставах и позвоночнике.

Смогли? Легко? Даже слишком? Тогда я продолжу: провисите 30 секунд, а потом подтянитесь. Удалось? Тогда после подтягивания не спешите падать на пол, а провисите ЕЩЕ 30 секунд и второй раз подтянитесь.

Самые “отвязные” атлеты могут так 10 раз.

8. Прыжок в длину на свой рост

Каждый более-менее спортивный человек должен прыгать в длину хотя бы на это расстояние. Представьте, что повстречались на прогулке со змеей. Сможете отскочить? Если нет, отработайте и поддерживайте эту спасительную возможность.

9. Приседание с 30-секундной паузой

Присядьте и задержитесь в нижней точке на полминуты. А затем попробуйте встать, не хватаясь руками за мебель. Если получилось, то нижняя часть тела работает нормально. Если нет – день ног не помог.

10. Прогулка фермера со своим весом

Вы должны уметь пронести такой груз в руках хотя бы на несколько метров. Если (или когда) зомби нападут, утащите больше припасов. Ну а пока, если справляетесь, этот тест показывает, что у вас достаточно “функциональная” мускулатура, неплохая ОФП и не слишком много жира.

Как известно, различают два типа силы: статическую (изометрическую) и динамическую (изотоническую). Для измерения уровня развития статической силы различных мышечных групп используются динамометры.

В средних школах разных стран для оценки уровня развития силы, наиболее часто используются приведенные ниже тесты. Их выполнение не требует какого-либо специального дорогостоящего инвентаря и оборудования.

1) Подтягивания.

Используются для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтя, кисти, пальцев, разгибателей плеча, депрессоров плечевого пояса. Показатель силы - количество подтягиваний.

Упрощенный вариант подтягиваний используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.

Процедура тестирования. Перекладина устанавливается на уровне груди испытуемого, он берется за нее хватом сверху (ладони от себя) и опускается под перекладину до тех пор, пока угол между вытянутыми руками и туловищем не составит 90°. После этого, сохраняя прямое положение туловища, учащийся выполняет подтягивания.

2) Отжимания на параллельных брусьях.

При помощи этого теста можно оценить уровень развития силы мышц-разгибателей локтя, сгибателей плеча и депрессоров плечевого пояса. Тест могут выполнять одновременно два учащихся (на разных концах брусьев), что дает преподавателю возможность протестировать 60 учащихся в течение 40 мин.

Процедура тестирования. Испытуемый становится лицом к концам брусьев (необходимо подобрать и установить удобную высоту и расстояние между ними), подпрыгивает и принимает положение в упоре, после чего сгибает локти под углом 90° или менее, а затем снова выпрямляет их. Задача состоит в том, чтобы произвести как можно больше отжиманий. Отсчет их начинается с принятия положения в упоре. Правильно выполненное отжимание составляет 1 балл, неправильное - 0,5 балла.

3) Отжимание от пола. Упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки. Существует несколько модификаций этого упражнения. Приведем две наиболее распространенные: отжимания от скамьи высотой 20 см; отжимания от пола

с согнутыми коленями (выполняются так же, как отжимания от пола, но с упором на согнутые колени).

4) Поднимание туловища из положения лежа.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.

5) Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.

Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц брюшного пресса.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.

6) Висы на согнутых и полусогнутых руках.

Упражнение используется для оценки силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает положение виса на высокой перекладине. Затем самостоятельно или с помощью преподавателя принимает положение виса на согнутых руках (хватом сверху или снизу, подбородок над перекладиной) или положение виса на полусогнутых руках (угол между предплечьем и плечевой костью 90°). Определяется время удержания данного положения от начала его принятия до прекращения упражнения или изменения исходного положения (изменения угла удержания согнутых или полусогнутых рук).

7) Тест для оценки силы разгибателей коленного и тазобедренного суставов.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной вплотную к стене и начинает опускаться вдоль нее до тех пор, пока углы в коленном и тазобедренном суставах не составят 90°. Оценивается время удержания данной позы.

  • 8) Подъем штанги, гири, других тяжестей максимального веса для испытуемого, а так же веса 50-95% от максимального.
  • 9) Подъем переворотом на высокой перекладине.

Процедура тестирования. Испытуемый после подтягивания делает подъем переворотом и переходит в упор. Затем снова опускается в вис. Определяется число повторений

10) Лазание по канату.

Процедура тестирования. В первом варианте испытуемый с помощью одних рук (ноги опущены) стремится как можно быстрее подняться на высоту 4 или 5 м. Во втором варианте он пытается сделать то же, но удерживая прямой угол между ногами и туловищем (для учащихся с высоким уровнем силы). В третьем - это же контрольное упражнение испытуемый выполняет с помощью ног (для учащихся с низким уровнем силовой подготовленности).

Для измерения скоростно-силовых способностей используют следующие тесты:

  • а) прыжок вверх с места с взмахом и без взмаха рук. Тест проводится с помощью прибора конструкции В.М. Абалкова. Определяется высота подскока;
  • б) прыжок в длину с места с двух ног;
  • в) тройной (четверной) прыжок с ноги на ногу, вариант - только на правой и только на левой ноге;
  • г) метание малого мяча (другого снаряда) с места на дальность ведущей и не ведущей рукой. Определяется длина полета снаряда. По разности длины метания отдельно правой и левой рукой определяется двигательная асимметрия испытуемого. Чем она меньше, тем более симметричен ученик в данном упражнении;
  • д) метание (толчок) набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой.

Процедура тестирования. Метание набивного мяча из положения сед ноги врозь, мяч удерживается двумя руками над головой. Из этого положения испытуемый слегка наклоняется назад и метает мяч вперед как можно дальше. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Длина метания определяется от воображаемой линии пересечения таза и туловища до ближней точки касания снаряда.

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя. Испытуемый стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремиться толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Из трех попыток учитывается лучший результат.

То же, что и предыдущее контрольное испытание, но испытуемый удерживает набивной мяч одной рукой у плеча, вторая поддерживает его. Осуществляется толкание набивного мяча одной рукой на дальность полета.

Метание набивного мяча двумя руками снизу. Испытуемый удерживает мяч двумя прямыми руками внизу. По команде он выполняет метание двумя руками снизу (руки движутся вперед-вверх), возможно одновременное приподнимание на носки.

Метание набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя спиной к направлению метания. Испытуемый, удерживая мяч внизу двумя руками, стремится толкнуть мяч через голову как можно дальше.

е) Удар на дальность (пас, передача) футбольного мяча. Определяется расстояние от линии удара по мячу до точки, в которой мяч впервые касается пола.

Помимо отдельных тестов по оценке уровня развития силовых качеств, в средних школах разных стран часто применяются батареи тестов. Результат выполнения батареи тестов дает более полную информацию об уровне развития силовых качеств, поскольку по результатам выполнения отдельных тестов можно судить об уровне развития силы только отдельных групп мышц. Примером таких батарей тестов может служить тест Роджера , включающий измерение силы мышц кисти, спины, рук и определение показателя жизненной емкости легких (ЖЕЛ). По результатам выполнения специальных упражнений рассчитывают показатель силы мышц верхнего плечевого пояса (СВПП) по следующей формуле:

СВПП=число подтягиваний+число отжиманий *10 (вес/10+рост - 60).

Затем рассчитывают индекс силы (ИС) по формуле:

ИС = СВПП + сила кисти правой руки + сила кисти левой руки + сила

мышц спины + сила мышц ног + ЖЕЛ.

Полученный результат сравнивают с соответствующими нормативами.

Другой пример батареи тестов по оценке уровня развития силы - так называемый тест минимальной силы Крауса-Вебера . Он состоит из 6 упражнений:

  • - для определения силы мышц брюшного пресса и разгибателей тазобедренного сустава используется упражнение сед из положения лежа на спине руки за головой. В том случае, если учащийся не может приподняться, он получает 0 очков; если выполняет упражнение частично с помощью преподавателя - 5 очков; при правильном самостоятельном выполнении - 10 очков.
  • - для определения силы мышц брюшного пресса используется упражнение сед из положения, лежа на спине с согнутыми коленями. Подсчет очков производится так же, как и при выполнении первого упражнения.
  • - для определения силы мышц-сгибателей тазобедренного сустава и мышц брюшного пресса применяется упражнение поднимание ног в положении лежа на спине. Тестируемый должен поднять прямые ноги на высоту 10 дюймов над полом и как можно дольше удерживать их в этом положении. За каждую секунду присуждается одно очко. Максимальное число присужденных очков - 10.
  • - для определения силы мышц верхнего плечевого пояса используется упражнение поднимание туловища из положения лежа на животе. Тестируемый ложится на живот на специальную подушку, руки за голову. Партнер фиксирует его ноги, после чего он приподнимает туловище и удерживает его в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в предыдущем упражнении.
  • - исходное положение упражнения поднимание ног в положении лежа на животе - такое же, как и в предыдущем. Партнер фиксирует верхнюю часть туловища испытуемого, после чего тот приподнимает прямые ноги над полом и удерживает их в этом положении в течение 10 с. Подсчет очков производится так же, как в упражнении 3.
  • - упражнение наклоны туловища из положения стоя выполняется с целью определения уровня развития гибкости. Тестируемый должен, наклоняясь и не сгибая ноги в коленях, коснуться кончиками пальцев рук пола. В этом случае упражнение считается выполненным. Если же он не дотягивается до пола, то результат составляет количество сантиметров от пола до кончиков пальцев со знаком минус.