Движущиеся губы. Анализируя язык тела


Джек Шафер - бывший специальный агент ФБР, профессор психологии, консультант по поведенческому анализу в своей книге «Включаем обаяние по методике спецслужб» говорит о том, что очень многое внимательному наблюдателю могут сказать губы собеседника.

Фальшивая улыбка

И психологам, и просто наблюдательным людям давно известно, что улыбки бывают подлинные и фальшивые. Характерные признаки искренней улыбки: приподнятые уголки рта и появление морщинок вокруг глаз. Деланная улыбка как правило выходит кривой и не синхронной. Если человек улыбается искренне, его щеки приподнимаются, и под глазами и у наружных углов глаз появляются морщинки. При фальшивой улыбке уголки рта не поднимаются и отсутствуют складки вокруг глаз.

Искренне люди улыбаются, когда их желание общаться - подлинно. Если вы заметили фальшивую улыбку, это сигнал что что-то идет не так. Искусственная улыбка или ее отсутствие означает, что человек не заинтересован в знакомстве или в продолжении беседы.

Поджатые губы

Человек машинально поджимает губы или складывает их бантиком, если он чем-то не доволен. Этот мимической сигнал можно интерпретировать как несогласие или протест. Еще поджатые губы говорят о том, что другой человек сказал нечто, что противоречит его собственным мыслям. Знание об этом дает вам огромное преимущество. Заметив, что человек поджимает губы, пока вы еще не закончили излагать свою мысль, у вас появляется шанс заставить его передумать раньше, чем он успеет выразить свое мнение вслух. Потому что если человек произносит что-то вслух, то далее он предпочитает быть последовательным и придерживаться сказанного.

Например представьте себе, что муж говорит жене: «Дорогая, я сейчас себе докажу, что новая машина нам по карману». И тут вы замечаете, как ваша жена поджимает губы. Вы понимаете, что она сомневается и готова энергично вам возразить. Вам всего лишь надо немедленно привести новые аргументы, пока она не успела высказать вслух свое соображение. В противном случае будет практически невозможно убедить ее согласиться на покупку. Этот прием прекрасно можно использовать и в разговоре с мужьями.

Сжатые губы

Если верхняя и нижняя губа собеседника тесно сомкнуты, значит, он хочет что-то сказать, но сдерживает себя. Подозреваемые часто, прежде чем признаются в преступлении, сжимают губы. Они хотят сознаться, но непроизвольно сжимают губы, чтобы не выдать себя.

Прикусывание губы

Прикусывание верхней или нижней губы - еще одно красноречивое мимическое движение. В этот момент собеседник хочет что-то сказать, но по каким-то причинам не решается это сделать. Именно это и означает старая поговорка «прикуси губу» - воздержаться от высказывания своего мнения.

Во время разговора старайтесь замечать этот невербальный сигнал. Это хороший знак для того, чтобы побудить человека высказаться. Скажите что-нибудь вроде: «Похоже, у вас есть свое мнение на этот счет. Не поделитесь?». Многие будут удивлены вашей способностью читать их мысли и вашей внимательностью, и обрадуются тому, что вы проявляете искреннюю заинтересованность.

Прикосновение к губам

Прикосновение к губам означает, что человека смущает тема разговора. Прикосновение к губам отвлекает внимание от обсуждаемого предмета и уменьшает тревогу. Если человек прикасается к губам пальцами или карандашом, чтобы прощупать почву, вы можете уточнить свое предположение: «Мне кажется, вам неловко об этом говорить». Тем самым вы даете возможность человеку подтвердить или опровергнуть утверждение и объяснить свою реакцию. И ваш собеседник будет приятно удивлен вашей способностью замечать такие малейшие детали.

Прикосновение к губам можно эффективно использовать как в деловом, так и в личном общении. Например, если вы наедине с потенциальным клиентом обсуждаете достоинства предлагаемого продукта, обратите внимание на то, что он задумчиво поглаживает пальцами губы. Заметив этот жест, произнесите что-нибудь вроде: «Вы, видимо, растеряны, потому что раньше никогда не пользовались такой вещью». Ваши слова побудят клиента выразить озабоченность качествами продукта или услуги. Поняв, что его беспокоит, вы сможете скорректировать предложение, чтобы успешно продать свой товар.

По материалам книги «Включаем обаяние по методике спецслужб»


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Невозможно представить свою жизнь без поцелуев, с их помощью можно выразить целую гамму чувств: благодарность, нежность, расположение, почтение и, конечно же, любовь. Именно они являются неотъемлемыми спутниками любви, служат началом серьезных отношений, и без них не сможет обойтись ни одна влюбленная пара. Поэтому рано или поздно каждый человек задается вопросом о том, как правильно целоваться. Особенно данная тема интересует тех, кому ни разу не доводилось это делать.

Перед первым поцелуем

Обычно неудачи во время первого поцелуя случаются из-за того, что люди постоянно об этом думают, боятся оставить неприятное впечатление или показаться неумехами или, наоборот, слишком активно себя проявляют, пытаясь показать себя все умеющими и опытными. Поэтому не стоит на этом зацикливаться.

Во время поцелуя постарайтесь расслабиться и получить удовольствие. Забудьте о заученных движениях, полагайтесь только на свои ощущения и чувства.

Однако стоит помнить, что вашему партнеру тоже хочется, чтобы его целовали. При этом очень важно, чтобы ваши челюсти двигались синхронно, старайтесь попасть в такт движений любимого, не стоит сразу перехватывать инициативу, немного позже вы сами сможете задавать ритм.

При поцелуе не бойтесь касаться своего партнера, можете гладить его волосы, лицо, плечи и т.д.

Все ваши действия должны быть нежными и ненапряженными.

Старайтесь не спешить и не сильно затягивать первый поцелуй, лучше, если он будет недолгим.

Далеко не всем в первый раз удается получить удовольствие от поцелуя. Это происходит из-за того, что большая часть внимания уделяется оценке ситуации, а также собственным действиям. Но как только вам удастся избавиться от этих мыслей, расслабиться и всецело отдаться процессу, как вы поймете насколько приятно целоваться.

В искусстве поцелуя нет ничего непостижимого и сложного, каждому по силам научиться делать это правильно. Прежде всего, необходимо удостовериться, что вы готовы к поцелую. Из вашего рта не должно исходить никаких неприятных запахов, так как они могут оттолкнуть даже самого страстного влюбленного. Также у вас должны быть чистыми зубы и язык. Чтобы этого добиться кроме зубной пасты, используйте еще специальные освежители и ополаскиватели для ротовой полости.

Теперь можно подробно рассмотреть сам процесс поцелуя:

Дождавшись подходящего момента, можно приступать к поцелую. Для этого медленно начните наклонять свою голову к партнеру до тех пор, пока не произойдет соприкосновение губ. При этом свои губы слегка вытяните вперед, так чтобы они оставались расслабленными. После соприкосновения закройте глаза и сосредоточьтесь на ощущениях.

Без спешки, нежно поцелуйте двумя своими губами одну из губ партнера, в идеале она должна оказаться между ваших уст. При этом слегка сжимайте свои губы. Чтобы определить силу сжатия и потренироваться, можно сжать губами указательный палец. Такой поцелуй должен длиться примерно 2-4 секунды.

После этого отклонитесь назад примерно на 4 сантиметра, откройте глаза и взгляните на любимого. Этому моменту нужно уделить особое внимание, поскольку он поможет вам определить стоит ли продолжать или лучше остановиться. Проследите за реакцией партнера, если она положительная, можно двигаться дальше.

Снова начните целовать одну из губ любимого, затем перейдите к другой и обратно. При этом вы можете ее легонько посасывать или водить по ней своим языком. Также можно воспользоваться зубами и начать слегка покусывать губу, но здесь следует быть очень осторожной, чтобы не причинить своему любимому боль. При поцелуе обязательно следите за реакцией партнера и давайте ему возможность тоже вас целовать.

Французский поцелуй

Это очень интимный вид поцелуя, при котором один партнер языком касается губ, ротовой полости и языка другого партнера. Обычно он становится продолжением поцелуя в губы, но может происходить и отдельно. Если вы со своим возлюбленным ни разу не целовались подобным способом, не нужно сразу же совать язык ему в рот, старайтесь действовать постепенно и тактично, учитывая ситуацию и реакцию партнера.

С чего начать:

Итак, для начала необходимо узнать реакцию вашего партнера. Поэтому начните с простого поцелуя, затем приоткройте рот и проведите по губам любимого кончиком языка и подождите, пока он вам не ответит. При этом парень может сам перейти к активным действиям. Если же он не решается, то разомкните свои губы немного шире и очень медленно раздвиньте его губы языком. Затем слегка отведите язык назад и подождите его реакции. Повторяйте подобное действие до тех пор, пока не соприкоснутся ваши языки.

Представленное ниже видео более наглядно продемонстрирует Вам как правильно целоваться. Обращаем ваше внимание на то, что в видеоролике показан поцелуй партнеров, которые давно прошли этап первого поцелуя и могут позволить себе гораздо больше. Наглядное пособие по первому поцелую вы можете найти в видеоролике в конце этой статьи


Страстный "французский" поцелуй с языком

Техника выполнения французского поцелуя

  1. Старайтесь вести себя естественно, расслабьтесь, отбросьте стеснительность и волнение.
  2. Вы можете производить языком любые движения: легко посасывать, водить из стороны в сторону, чуть слышно касаться и т.п., главное, чтобы это нравилось вашему любимому. Исследуйте, добавляйте новые движения, и вы сможете без труда определить его вкусы. Только помните, что при поцелуе все манипуляции языком необходимо совершать плавно и с умеренной силой, так чтобы не доставлять партнеру дискомфорта.
  3. Для начала можете провести языком по внутренней стороне губ, это очень нравится мужчинам, поскольку там расположена одна из эрогенных зон.
  4. Посасывание языка. Во время поцелуя можно легонько сосать язык партнера. Возможно, сразу вам будет достаточно трудно его поймать, но вскоре вы научитесь делать это быстро. Сосите язык парня подобно трубочки для коктейлей. При этом у вас может возникнуть необходимость прижаться к партнеру сильнее, чтобы он от удивления не отпрянул. Но как только парень расслабится, вы можете начать посасывать его язык пульсирующими движениями. Такая ласка обычно доставляет партнеру большое удовольствие.
  5. Вращение языком. Можно при поцелуе совершать вращательные движения языком, это многим доставляет огромное наслаждение. Для этого дотроньтесь до языка партнера своим и начинайте совершать вокруг него вращательные движения по часовой стрелке.
  6. Одновременные движения языком. Обычно инициатором поцелуя становится один из партнеров, поэтому сначала он действует самостоятельно. Но бывают и такие ситуации, когда пара начинает целоваться с помощью языка одновременно. При этом происходит своеобразная игра, когда партнеры будто догоняют друг друга языками.
  7. Надавливание на язык. Надавливать на язык можно с такой силой, которая была бы приятна и вам. При этом партнер может, как бы сопротивляться в ответ, надавливая на ваш язык.
  8. Сила давления на губы. На губы можно воздействовать с разной силой. Начинать рекомендуется с мягкого, нежного прикосновения, а спустя немного времени можно добавить интенсивности. Изменяйте силу надавливания на губы и темп поцелуя: то слабо, то быстро, то медленно. Постоянные перемены и разнообразие являются основой любого поцелуя.
  9. Длительность поцелуя. Длительность поцелуя может быть совершенно разной, оптимальным считается время от 0,5 до 5 минут. Но эта цифра очень индивидуальна, некоторым вполне хватает одной минуты, а другим мало и получаса. О том, что поцелуй был удачным, свидетельствует легкое возбуждение и небольшая отдышка.

Чего лучше не делать при французском поцелуе:

  • При поцелуе не нужно кусать язык, поскольку даже самое нежное и легкое покусывание может доставить партнеру неприятные ощущения.
  • Также не стоит засовывать слишком глубоко язык, поскольку это также может вызвать неприятные ощущения.
  • Не нужно сосредотачиваться только на одном языке, сделайте процесс разнообразным, чередуйте различные виды поцелуев.
  • Не стоит слишком сильно и слишком часто хватать губы и язык своего партнера.
  • Не «пускайте слюни». Следите за своим слюноотделением, если оно у вас слишком сильное, чередуйте разные виды поцелуев.
  • Не облизывайте все лицо и рот партнера - зачем уподобляться собаке.

Каков бы ни был ваш опыт в поцелуях, никогда не бойтесь экспериментов, ведь только благодаря методу проб и ошибок вы сможете довести свою технику до совершенства. Целуйте своего любимого так, как подскажет вам сердце, и тогда эти чудесные минуты запомнятся вам на всю жизнь.

Чего не стоит делать во время поцелуя

1) Не пытайтесь рассмотреть своего партнера. Просто закройте глаза и наслаждайтесь поцелуем. Если во время поцелуя ваш партнёр приоткроет глаза и заметит, что вы его внимательно рассматриваете, это может его смутить.

2) Не пытайтесь разговаривать или вставлять реплики во время поцелуя. Поцелуй, процесс поглощающий, если ваш партнер будет утопать в поцелуе, он просто может не услышать то, что вы говорите, либо наоборот отстранится от ваших губ, чтобы лучше разобрать, что вы говорите.

3) Не пытайтесь во время поцелуя страстно теребить волосы партнера, как вы возможно могли это видеть в некоторых эротических сценах кинофильмов. Если вы просто хотите повторить то, что видели в кино, это может быть исполнено попросту нелепо.

4) Не открывайте широко рот. Поцелуй - это в первую очередь взаимодействие губ и языка партнеров, не пытайтесь съесть своего кавалера.

5) Не пытайтесь языком облизывать лицо партнера, зона поцелуя - это губы и язык вашего партнера. Всё, что выходит за эту зону уже можно считать предварительными ласками перед началом интимной близости.


Видеоинструкция: как правильно целоваться в первый раз

Последнее обновление: 14/05/2014

Язык тела как раз и относится к невербальным сигналам, которые мы используем в процессе общения. По мнению экспертов, эти сигналы составляют огромную часть ежедневного общения. При помощи нашей мимики, наших движений можно передать значительные объёмы информации.
По данным разных исследователей, посредством языка тела осуществляется от 50 до 70% всей коммуникации. Понимание языка тела важно, но не менее важно помнить и о других факторах (контекст, например), а также обращать внимание на сигналы в совокупности.

Мимика

Задумайтесь на минуту о том, сколько информации человек передать с помощью всего лишь лица. Улыбкой можно выразить одобрение или счастье, а хмурый взгляд, наоборот, расскажет о неодобрении или трудностях. В некоторых случаях, наше выражение лица может проявить наши истинные чувства по поводу конкретной ситуации. Даже если Вы скажете, что чувствуете себя хорошо, взгляд Ваш может сказать людям об обратном.
При помощи мимики можно выразить:

  • счастье;
  • печаль;
  • гнев;
  • удивление;
  • отвращение;
  • страх;
  • волнение;
  • желание;
  • презрение и т.д.

Исследователь Пол Экман доказал универсальность различных выражений лица, привязав их к конкретным эмоциям - включая радость, гнев, страх, удивление и печаль.

Глаза

Глаза часто называют «зеркалом души» за их способность много рассказать о том, что человек чувствует или думает. Когда Вы беседуете с другим человеком, внимание к движению его глаз - естественная и важная часть процесса коммуникации. Среди общих деталей, на которые мы обращаем внимание - зрительный контакт (человек смотрит Вам прямо в глаза или избегает встречи с Вашим взглядом), частота мигания, степень расширения зрачков. Поэтому, анализируя невербальные сигналы человека, обратите своё внимание в первую очередь на них:

  • Зрительный контакт. Если человек смотрит прямо в глаза во время беседы, это может указывать на его интерес и внимание. Тем не менее, длительный контакт может означать и угрозу. С другой стороны, опущенный взгляд и частое обращение в сторону могут означать, что человек отвлекся, ему неудобно, или он пытается скрыть свои истинные чувства.
  • Мигание. Это естественное движение; тем не менее, нужно обращать внимание на частоту мигания. Люди мигают чаще, когда они испытывают огорчение или дискомфорт. Редкое мигание может означать, что человек намеренно пытается контролировать свои движения глаз. Например, игрок в покер может мигать реже, чтобы скрыть возбуждение, вызванное комбинацией в его руках.
  • Размер зрачка. Один из наиболее тонких сигналов - тот, что глаза передают посредством изменения размера зрачков. Хотя на размер зрачков влияет и уровень освещённости, иногда небольшие изменения в размере зрачка могут быть вызваны эмоциями. Например, «томный» взгляд, показывающий влечение к другому человеку.

Рот

Выражения и движения губ также могут оказаться полезными при чтении языка тела. Например, покусывание нижней губы может означать, что человек испытывает беспокойство, страх или неуверенность.
Прикрывая рот, человек может всего лишь проявлять вежливость - если он зевает или кашляет; но в некоторых случаях это может выдать, например, попытку скрыть правду. Улыбка - пожалуй, один из самых выразительных сигналов, но даже её можно интерпретировать по-разному. Улыбка может быть искренней или же использоваться для выражения поддельной радости, сарказма или даже цинизма. Важно обращать внимание на следующие сигналы:

  • Поджатые губы. Они могут служить индикатором отвращения, неодобрения или недоверия.
  • Покусывание губ. Люди кусают губы, когда волнуются, испытывают тревогу или стресс.
  • Прикрытый рот. Когда люди хотят скрыть эмоциональную реакцию (особенно на то, что говорят они сами), они могут прикрыть рот ладонью, чтобы скрыть улыбку или усмешку.
  • Движение уголков губ. Небольшие изменения положения губ также могут стать едва уловимыми индикаторами состояния человека. Если уголки губ слегка приподнять, человек, скорее всего, чувствует себя счастливым и настроен оптимистично. Если они слегка опущены, это может означать печаль, неодобрение или неприязнь.

Жестикуляция

Жесты - самые очевидные из сигналов. Есть распространенные и простые для понимания жесты, однако есть и такие, которые в зависимости от культуры приобретают различный смысл. К самым распространённым жестам относят:

  • Сжатый кулак. Он может указывать на гнев или солидарность.
  • Пальцевые жесты. Их используют в качестве жестов одобрения и неодобрения.
  • Жест «OK». Большой и указательный пальцы, образующие кольцо, и выпрямленные другие три пальца можно, конечно, использовать в значении «всё хорошо». Однако в некоторых частях Европы тот же самый сигнал используется для обозначения презрения, а в некоторых странах Южной Америки этот жест приобретает вульгарное значение.
  • Жест «Виктория». В некоторых странах означает мир или победу. А вот в Великобритании и Австралии он приобретает агрессивное значение, если тыльная сторона ладони обращена наружу.

Руки и ноги

Положение рук и ног также может принести пользу при анализе невербальных сигналов. Скрещённые руки могут показывать защитную реакцию, скрещённые ноги - неприязнь или дискомфорт. Если человек стоит, поместив руки на пояс, это, скорее всего, означает, что он готов к чему-то и контролирует себя, также этот сигнал может свидетельствовать о его агрессивности. Руки за спиной держит человек скучающий либо испытывающий беспокойство либо гнев. Быстрые движения пальцев или суетливость могут быть признаком того, что человек скучает, нетерпелив или разочарован.

Поза

Положение нашего тела - важный элемент невербальной коммуникации. Термин «поза» подразумевает не только положение тела, но и общую физическую форму человека. Осанка может много рассказать о том, как человек себя чувствует, а также намекнуть на личностные характеристики - уверенность в себе, открытость, покорность.
Сидя прямо, например, человек ориентирован и обращая внимание на то, что происходит вокруг него. Сидя, согнувшись вперед, человек показывает свою скуку или безразличие.
Открытая поза указывает на дружелюбие и готовность к контакту, закрытая - на враждебность, негативное отношение и тревогу.

Личное пространство

Вы когда-нибудь слышали, как кто-то заявляет о своей потребности в «личном пространстве»? Когда-нибудь Вы начинали чувствовать себя неловко, если кто-то стоял слишком близко к вам? Проксемика имеет дело с расстоянием между людьми, а также с использованием ими этого расстояния. Так же, как движения тела и мимика, пространство между людьми может рассказать об их взаимоотношениях очень многое.
Антропологу Эдварду Т. Холлу удалось описать уровни социальной дистанции, характерные для различных ситуаций:

  • Интимная дистанция (до 45 см). Такое расстояние часто указывает на тесные отношения или комфорт, существующие между людьми. Для этой зоны характерны проявления дружеского или интимного характера - объятия, шёпот или прикосновения.
  • Личностное расстояние (от 45 см до 1,2 м). Такое расстояние характерно обычно для людей, которые являются членами одной семьи или близкими друзьями. Чем ближе друг к другу люди могут комфортно находиться во время общения, тем более близкие отношения между ними.
  • Социальная дистанция (от 1,2 до 3,6 м). Это расстояния характерно для общения знакомых друг с другом людей. С тем, кого Вы знаете достаточно хорошо, например, коллегой, Вы можете чувствовать себя комфортно на более близком расстоянии. Если же Вы знаете другого человека недостаточно хорошо, например, почтальона, Вам будет более комфортно общаться с ним на расстоянии около 3,6 м.
  • Общественное расстояние (более 3,6 м). Такое расстояние используется для публичных выступлений. Беседа с классом, полным студентов, или презентация на работе - хорошие примеры такой ситуации.

Важно также отметить, что дистанция, при которой люди чувствуют себя комфортно, может варьироваться от культуры к культуре. Один из примеров - разница между культурами стран Северной и Южной Америки. Население стран Латинской Америки склонно чувствовать себя более комфортно, находясь ближе друг к другу во время взаимодействия, в то время как в Северной Америке людям нужно больше личного расстояния.

(от фр. tic) - относительно простые, напоминающие целенаправленные, возникающие внезапно, с разной частотой и без определённого ритма непроизвольные движения, в которых принимают участие различные мышечные группы. Тики исчезают во сне, варьируют по интенсивности, обычно усиливаются при волнении, могут на время подавляться усилием воли, их легко имитировать. Длительность тикозного движения составляет от 50 до 500 мс.

Тики различаются по сложности. Простые тики характеризуют сокращения одной мышечной группы, сложные тики - ряда мышечных групп. Чаще всего тики начинаются в детстве, нередко сохраняются годами, в некоторых случаях - на протяжении всей жизни пациента. У детей в возрасте от 6 до 12 лет встречаются с частотой 6–18%, к 17–18 годам у большинства из них исчезают. Тикам могут сопутствовать тревога, депрессия, заикание, гиперсенситивность, беспокойство, неуверенность в себе. У трети детей с тиками один или оба родителя страдают психическим расстройством.

Это гримасничанье, сморщивание носа, подмигивание и др. Мануальные тики связаны с мышцами рук. Это щелканье пальцами, потирание ладоней, вращение кистью, сжимание кулаков и др.

Другой, вероятно, не менее предпочтительной является систематика тиков А.Дж.Лиса (1989), которую мы также представим. Автор группирует тики по частям тела, в которых они возникают, отмечая при этом, что частота тиков идёт в порядке убывания от верхней части лица по направлению к ногам. Тики в этой систематике выглядят так.

Тики лица: моргание, вращение глазами, закатывание глаз, фиксирование взгляда, широкое открывание глаз, прищуривание, подмигивание, поднятие бровей, движения скальпа, нахмуривание бровей, сморщивание носа, подёргивания ноздрей, открывание рта, гримасничанье, перекашивание лица, поджимание губ, выпячивание губ, подёргивания губ, сплёвывание, щелканье языком, хватательные движения ртом, облизывание, прикусывание губы, скрежетание зубами, прикусывание слизистой полости рта, выпячивание челюсти, сокращение кожной мышцы шеи, сосательные движения, потирание подбородка.

Тики головы, шеи, плечевого пояса: вскидывание головы, кивание головой, подёргивания головой, наклон головы, покачивание головой, вращение головы, приподнимание плеч, сгорбливание, вытягивание шеи.

Тики рук: подёргивания рук, сжимание пальцев в кулак, вытягивание пальцев, щелканье пальцами, движения пальцами, как при игре на пианино, резкое распрямление рук, сгибание руки в локте, отведение плеча.

Тики туловища: толчкообразные движения таза, тик в виде приветствия (поклоны), подёргивания мышц живота, подёргивания грудных мышц, выпячивание живота, сжимание ягодиц, распрямление плеч и выпячивание груди, сокращение прямой мышцы живота.

Тики ног: подёргивания стопы и большого пальца, сгибание бедра, отведение бедра, резкие выпады ногой вперёд, перекручивание пальцев, тыльное сгибание стопы, сгибание ноги в коленном суставе, разгибание ноги в коленном суставе.

По своей природе тики неоднородны. В этом плане различаются следующие тики.

1.Органические тики - характеризуют резидуально-органическое повреждение головного мозга. Такие тики нередко сочетаются с явлениями синдрома гиперактивности и психоорганической симптоматикой. Тики обычно статичны, стереотипны, относительно просты, они не привлекают к себе внимание пациента, не усиливаются при волнении (Ковалёв, 1971, 1979).

2.Процессуальные тики свойственны эндогенным психическим заболеваниям, в первую очередь шизофрении. В последнем случае тики обильны, несколько вычурны, разнообразны, динамичны, один их тип со временем может смениться другим. Вероятно, часть тиков является микрокататоническими знаками, одновременно могут быть другие симптомы кататонии: застывание, манерничание, негативизм, эхо-симптомы. Выявляются также нарастающий аутизм, эмоциональное оскудение, другие признаки болезни. Пациенты обычно безучастны к тикам, не ищут помощи. Интенсивность тиков колеблется. Они могут усиливаться по мере нарастания психомоторного возбуждения и ослабевать с наступлением психомоторной заторможенности. Тики могут усиливаться, если внимание пациентов поглощено чем-то другим.

3.Невротические тики свойственны неврозу, возникая вначале как защита в ситуациях дистресса. При повторении закрепляются в силу привычки. Невротические тики психологически понятны, они аналогичны тем выразительным и лишним движениям, которые возникают и у здоровых лиц в связи с сильными эмоциями. Обычно такие тики усиливаются при волнении, привлечении к ним внимания пациентов, как правило, сопровождаются реакцией тревоги, беспокойства. Пациенты прилагают немало усилий к тому, чтобы подавлять тики в чьём-либо присутствии, и в известной степени им это удаётся.

Поглощённость внимания пациентов чем-то другим приводит к ослаблению интенсивности либо временному прекращению тиков. Невротические тики лишены постоянной локализации, они часто мигрируют от одной части тела к другой. Обычно они сочетаются с другой невротической симптоматикой. Невротические тики обнаруживают большее сходство с навязчивостями, нежели органические и процессуальные, тем, что пациенты осознают их болезненный характер и оказывают им сопротивление.

Навязчивые явления, как считается, возникают в структуре невротических и неврозоподобных расстройств разного типа, наблюдаются также при аффективной патологии. Некоторые виды навязчивостей, такие как навязчивые влечения, контрастные представления, навязчивое мудрствование, компульсии со сложными и вычурными ритуалами, должны настораживать в плане шизофрении.

Несколько добавлений к патогенезу навязчивостей .

Сторонники классического психоанализа полагают, что психопатология концентрируется вокруг регрессии к анально-садистической стадии психосексуального развития и амбивалентности по отношению к родительским фигурам и их интроектам. Более поздние изыскания ставят во главу угла высокую степень интернализации и необходимость контроля над всеми импульсами. Симптомы навязчивостей являются при этом неудачей в осуществлении контроля, они есть примеры «возращения вытесненного».

Невроз навязчивых состояний, по мнению некоторых психоаналитиков, можно рассматривать также как нарушение, имеющее место у тех, чьё личностное развитие было основано на отчуждении от инстинкта и эмоции, ибо обсессивное Эго антилибидно, антиимпульсивно, антиэмоционально и т. д.; сами же симптомы навязчивого невроза - это либо прорывы за пределы отчуждённых аспектов себя (навязчивые мысли), либо защиты от таких прорывов, то есть навязчивые ритуалы Ч.Райкрофта (1995). Указывается, что пациенты с неврозом навязчивых состояний используют три основных защитных механизма. Изоляция - отказ от нежелательных мыслей и побуждений, которые тем самым воспринимаются пациентами как связанные с влиянием извне. Аннулирование - действия, предназначенные для нейтрализации неприемлемых импульсов, например мытьё рук. Реактивные образования - действия, противоположные импульсам из Ид. Например, это добродетельная жизнь в противовес разрушительным побуждениям. Подобные эзотерические построения, увы, далеки от клиники, но они, полагаем, заслуживают внимания в том, что касается возможной связи навязчивостей и нарушений самовосприятия, так как термины типа «вытеснение», «интернализация», «отчуждение» близки к используемым в психопатологии расстройств самоосознавания.

Последователи бихевиоризма полагают, что навязчивые действия формируются путём фиксации любых случайных действий, если последние снижают уровень тревоги. Лечение пациентов сводится к тому, чтобы удерживать их от выполнения навязчивых действий либо устранять нежелательные мысли с помощью других.

С позиций когнитивной психологии в целях лечения показан тренинг адаптивности - произвольное вызывание навязчивых мыслей, так как в итоге такие мысли могут утратить угрожающее значение. Наиболее эффективной является в настоящее время биологическая модель с помощью таких препаратов, как кломипрамин, флуоксетин, флувоксамин.

С точки зрения психопатологии в понимании природы навязчивостей важно учитывать не только клинико-психопатологическую структуру конкретной навязчивости, но также её предысторию и последующую динамику.