Покровская татьяна николаевна синхронное плавание. Покровская татьяна николаевна


Олимпийская чемпионка Рио-де-Жанейро-2016 по синхронному плаванию в командном первенстве Мария Шурочкина в беседе с корреспондентом «Подмосковье сегодня» рассказала о некоторых моментах внутренней «кухни» сборной России, выразила признательность семье, которая поддерживала ее в Бразилии и выразила надежду, что через четыре года в Токио-2020 выиграет еще одну золотую медаль.

- Маша, успела осознать, что такое счастье олимпийской победы?

Мы с девочками прошли через боль, страх, терпение, и сейчас я нахожусь в какой-то прострации. Сбылась мечта! Но привыкнуть к званию олимпийской чемпионки, наверное, получится не сразу. Здесь, в Рио, за меня переживала персональная группе поддержки - мама, папа, бабушка, сестра (певица Нюша – прим. ред). Впереди у нас три дня отдыха. Отпразднуем победу, погуляем по Рио. В этом городе мы с командой часто бываем на сборах. Знаем его хорошо, объездили все красивые места и все равно хочется бывать здесь еще и еще. Удивительный город! Особенно приятно, что впервые на мои соревнования прилетел папа Владимир Шурочкин. Он у меня занятой человек, в прошлом солист «Ласкового мая», а сейчас музыкальный продюсер. В детстве папа не очень-то верил, что из меня получится спортсменка, старался прививать мне любовь к искусству, живописи. Меня поддержала мама, в прошлом мастер спорта по гимнастике. Ее слово в итоге стало определяющим. Папа со временем понял, что для меня синхронное плавание это серьезно. Пожелал мне не сбавлять темпа, расти в мастерстве. Если уж чем-то заниматься, то на полную катушку.

Когда почувствовала, что мечта об олимпийской медали становится реальностью? Тогда, когда Татьяна Покровская пригласила во взрослую команду России?

У меня по молодежной сборной были хорошие результаты. В 14 лет выиграла юниорское первенство мира. После Игр в Лондоне-2012 некоторые девочки из «золотого» олимпийского состава взяли паузу в карьере, кто-то совсем закончил. У тех, кто стоял за ними в резерве, появился шанс попасть в основной состав. На протяжении олимпийского цикла я дважды была на чемпионатах мира, один раз на «Европе» и на Универсиаде. Естественно, окрепла уверенность, что смогу войти в состав на Рио-2016. Почувствовала разницу между той ответственностью, что была раньше и той, что появилась во взрослой команде. Пришел опыт. Но расслабляться было нельзя. Покровская до последнего не называла имена тех, кто поедет на Игры-2016. Это у нее стиль такой. Но обижаться на тренера ни в коем случае нельзя. Покровская еще ни разу не ошиблась с составом.

У тебя специфичная роль в команде – акробатка. Когда Машу Шурочкину из воды выбрасывают высоко вверх, у зрителей захватывает дух.

Вот здесь как раз-то мне очень пригодились мамины советы. Да, я на особом виду у зрителей, и, не скрою, мне это приятно.


Бывает ли так, что тебе предлагают музыку для постановки программы, а она не нравится и потому приходится работать через силу?

Нет, такого еще не было. Дело в том, что Татьяна Николаевна очень тщательно подходит к этому вопросу. Прежде всего, она рассказывает свое видение программы, предлагает послушать музыку и откровенно высказать свое мнение.

- Первая олимпийская победа это весомый стимул одержать еще одну? О Токио-2020 еще не задумывались?

Мне 21 год. Рано заканчивать с плаванием. Да, я хотела бы выступить в Токио через четыре года. Это, несомненно, будет интересно. Наши конкуренты не стоят на месте. Основными соперницами последних лет являются девочки из Китая. Но само собой сюрприза на следующих Играх можно ожидать от японской команды. Татьяна Николаевна говорит, что она о Токио-2020 не хочет сейчас думать. Ей, конечно же, хочется отдохнуть от напряжения последних месяцев. Если бы вы знали, как все мы нервничали, когда решался вопрос с допуском России до Игр в Рио! Так вот, Покровская отдохнет и, надеюсь, вернется к работе, создаст новые программы, которые по-прежнему будут лучшими в мире.

Не является секретом то, что для Татьяны Николаевны Бразилия как вторая родина, в Рио живет дочь. Год назад умерла 15-летняя внучка. Работа над олимпийской программой помогала Татьяне Николаевне справиться с горем. Эту программу мы посвятили тренеру.


О том, чего на самом деле стоит это «золото», рассказывает их главный тренер Татьяна Покровская:

Успех приходит, только если люди по-настоящему вкалывают. Понятно, что любая завоёванная медаль - это совокупность факторов, но основополагающий - твоя работа. И надо сказать, что у нас все - спортсменки, тренеры в сборной и на местах, медики и т. д. - самоотверженные трудяги, способные не просто выполнить поставленную задачу, но и подойти к ней творчески.

Вы хотите спросить меня: а что, в других странах мало работают? Конечно, работают. По­этому расслабляться нельзя ни на минуту. Пока мы - сильнейшие. Даст бог, и дальше так будет. Досье Татьяна Покровская. Родилась в Архангельске в 1950 г. Главный тренер с­борной России по синхронному плаванию с 1998 г. Под руководством Покровской сборная завоевала все золотые медали на Олимпийских играх начиная с 2000 г.

Дмитрий Гранцев, «АиФ»: Известно, что китайцы и японцы, которые сейчас дышат в затылок нашей команде, снимали в своё время на камеры ваши тренировки.

Татьяна Покровская: Это обычный спортивный шпионаж - технология, которая всегда была и будет. Мы не очень интересуемся, кто и что у нас позаимствовал. Как показывает практика, никакая копия не сможет сравниться с оригиналом.

Как думаете, атака Всемирного антидопингового агентства на российский спорт постепенно сходит на нет? Ведь новостей о пробирках и дисквалификациях этим летом почти не слышно.

Не думаю, что Россию оставили в покое. Прессинг нашего спорта будет продолжаться до тех пор, пока не поменяется международная политическая обстановка. Хотя, конечно, хочется, чтобы всё это закончилось. Чтобы чистые спортсмены - те же «без вины виноватые» паралимпийцы - смогли вернуться к делу своей жизни.

Спортсменки сборной России по синхронному плаванию на XVII чемпионате мира по водным видам спорта в Будапеште. Фото: РИА Новости/ Александр Вильф

«Вы к кому пришли?»

Татьяна Николаевна, только у вас и Ирины Винер есть награда «Герой Труда России». А что же наши тренеры-мужчины? Нет среди них достойных этого звания?

Значит, мужчины ещё не заслужили. Значит, надо им ещё поработать немножечко. И вообще мне кажется, что женщины поответственнее мужчин во многих вопросах будут. (Смеётся.) Но если серьёзно, то это вопрос не ко мне, я медали не раздаю. Моё мнение: есть у нас тренеры-мужчины, достойные самых высоких наград.

Ирина Винер любит говорить своим гимнасткам: «Спустилась с золотого пьедестала - ты никто и звать никак». Согласны с ней?

Стоп! Вы к кому пришли? К Винер-Усмановой или к Покровской? Я такого спортсменкам никогда не скажу.

Зачем синхронистки цепляют на нос прищепки?

При этом я помню, как вы однажды отчитывали одну из девочек: «Я бы тебе не доверила мыть полы у себя на кухне». Не жестковато ли?

Да, я тренер жёсткий. А вы думаете, великий Анатолий Тарасов своих ребят по голов­ке гладил? Когда речь идёт о серьёзной работе, не всегда получается подбирать выражения. Но у нас, как в семье, на такие мелочи внимания не обращают. В команде все девочки умные, прекрасно понимают, что всё делается ради общего успеха.

Я наблюдал за одной из тренировок перед этим чемпионатом. Вы семь раз сказали «ужасно» и три раза «прекрасно». Покровскую вообще удовлетворить реально?

Я вытрясаю из спортсменок всё, что можно и что нель­зя, потому как мне всегда кажется: вот раньше всё удавалось, а сейчас это не получается, то не получается. (Смеётся.) Тренер синхронисток Татьяна Покровская: в личную жизнь спортсменок не лезу Подробнее

«Работа меня спасла»

Писали, что несколько лет назад вы хотели уйти с поста главного тренера.

Где это вы такое вычитали? Даже близко в мыслях не было. Если силы есть, почему не работать? Тем более что синхронное плавание - это моя жизнь. И работа меня спасала. Только она может по-настоящему вылечить.

Речь, наверное, о программе «Мольба», с которой команда выступала на последней Олимпиаде и которая связана с трагедией вашей семьи...

Мне тяжело говорить об этом. (У Татьяны Николаевны в один год умерли муж и 15-летняя внучка. «Когда это случилось, я думала, что на этом всё и закончилось. Думала, что никогда больше ничего не создам. Но потом мне в голову пришла эта молитва, эта «Мольба», - рассказывала она в Рио. - Ред.) Это невероятно сложная в техническом, но, главное, в эмоциональном плане программа. Чтобы исполнить, её надо прочувствовать.

Как синхронистки слышат музыку под водой?

Как вам кажется, если ваша спортсменка влюблена, это на пользу результатам или во вред?

Знаете, я слишком занята, чтобы интересоваться личной жизнью спортсменок, выяснять, у кого какой роман. Да и потом я по природе своей нелюбопытна. Конечно, когда девушки приглашают меня на свои свадьбы, я радуюсь тому, что у них всё сложилось. Но всё же главное для меня, чтобы они и их родные были здоровы. Когда у одной из моих спортсменок тяжело заболела мама, это было ужасно. Как мы все за неё переживали!

Ваши девочки бросают вас в воду, когда отмечают победы. При этом вы сами признавались, что некомфортно чувствуете себя в бассейне. Так, может, запретить им так с вами поступать?

Конечно, мне это не очень нравится. Вылезаешь потом из бассейна и ходишь как мокрая курица. Но раз есть такая традиция, то приходится её с­облюдать.

Тренеры сборной России по синхронному плаванию Татьяна Покровская (слева) и Татьяна Данченко в бассейне после победы россиянок в произвольной программе групповых соревнований по синхронному плаванию на XXXI летних Олимпийских играх. Фото: РИА Новости/ Алексей Куденко

По сообщению сайта

Сегодня на чемпионате мира по водным видам спорта, который проходит в Монреале, будет разыгран первый комплект наград в синхронном плавании. Главным претендентом на «золото» в комбинированной программе, естественно, является российская команда. Ждем мы от наших синхронисток победы и в других дисциплинах – командных соревнованиях, соло и дуэте. Да и как иначе, если они уже давно лучшие в мире. Незадолго до старта «НИ» побеседовали с многолетним наставником сборной России Татьяной ПОКРОВСКОЙ, лауреатом спортивной премии «Слава» в номинации «Лучший тренер 2004 года».


– Татьяна Николаевна, это правда, что вы не собирались связывать свою судьбу с синхронным плаванием?

– Я и в бассейне плавать терпеть не могу. Не люблю эту воду – брезгаю. Туда-сюда, туда-сюда мотаешься – меня это раздражает. Плаваю только в море. Или в океане. Но и пловец из меня очень неважный, честно говоря. Не люблю, чтобы голова в воде была, дышу неправильно… И с синхронным плаванием я бы жизнь не связала ни в коем случае. До сих пор не могу понять, как это можно висеть в воде вниз головой, да еще и не видеть, что у тебя делают ноги.

– Вы девчонок своих никогда об этом не спрашивали?

– Спрашивала… Они хохочут и утверждают, что ноги свои видят. Я говорю: вы же не знаете, как зрители реагируют. А они: ну мы же выныриваем… Знаете, я один раз на «Озере Круглом» вниз головой все же попробовала повисеть. Вода в бассейне была мутная, и я вообще не поняла, где низ, а где верх. Забилась в панике, как рыба пойманная. Девчонки меня выловили, а я этот ужас до сих пор помню: боже, как страшно! А они умудряются еще движения свои c точностью до градуса чувствовать: угол на пятнадцать, наклон на тридцать…

– Есть еще у вас термин такой устрашающий – заснуть под водой. Мне рассказывали, что были случаи, когда от сильной задержки дыхания спортсменки действительно там засыпали…

– Когда мы еще только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки. То есть большую часть программы работать под водой. Мы все и бросились тогда. Русская школа вообще этим отличается. Сейчас синхронное плавание уводят на облегчение – мол, нельзя слишком долго задерживать дыхание, но мы все равно стоим на своем. Помню, когда начали этим заниматься, американцы к нам подходили и говорили: дайте подышать своим детям, что же они только вынырнут, как рыбы, воздух похватают и опять под воду... Да, случаи, когда спортсменки выплыть не могут и их вылавливать приходится, действительно бывают. Но на тренировках такое случается редко. В основном на соревнованиях, в обязательной программе. Когда и без того трудное дыхание волнение сковывает… Сложный вид спорта очень. Поэтому я и говорю: как они все это переносят? Непонятно мне это. Непонятно.

– И это говорит тренер, дважды выигравший Олимпиаду…

– Я хоть ощущений девчонок не понимаю, зато сверху вижу очень многое. Казалось бы, над водой ноги торчат, и все. Что еще можно увидеть? Когда-то и я так думала, а теперь все одновременно схватываешь: как гребок они делают, как дыхание задерживают, руками работают. Вроде все то же самое – над водой только ноги, но по их движению я даже издалека могу определить, какие ошибки они там, внизу, делают. Это все с опытом приходит.

– Я очень импульсивный тренер. И биополе у меня, наверное, очень сильное. Когда кричу, аппаратура рядом садится, поэтому микрофон мне действительно не нужен.

– Вы знаете, что девчонки ваши вас боятся?

– Знаю. Даже те, которые еще не в сборной, а на подходе. Знают, что у меня очень серьезная дисциплина. И то, что работать придется так, как до этого они еще никогда не работали.

– Вы – фанатик?

– Считаете, что тренером надо родиться?

– Однозначно.

– Все равно непонятно, как вы смогли не свой вид спорта так досконально освоить. Или вам все равно кого тренировать?

– Я пришла в то время, когда каждый при желании мог стать тренером в этом виде спорта. Синхронное плавание было тогда как ребенок. Мы все шли на ощупь. А у меня оказались очень хорошие учителя – Марина Максимова, Зоя Барбиер. Синхронное плавание в России начиналось с них. После художественной гимнастики, где я работала тренером, мне вообще казалось, что это не спорт. Самое интересное, что заняться им меня убедил муж. Он тогда работал в московском спорткомитете и хотел, чтобы его фанатично преданная художественной гимнастике жена чаще бывала дома, сидела с ребенком. Так что деваться мне было некуда.

– И муж в итоге просчитался?

– Еще как! В свое время (он был военным) я с ним, как декабристка, служить в тьмутаракань поехала. Работала учителем физкультуры в обыкновенной школе. У меня, кстати, очень хорошие воспоминания о том времени остались. Школа хоть провинциальная была, но спорту там очень серьезное внимание уделялось. В легкой атлетике очень неплохие результаты у детишек были. Ну и я чудеса такие показывала – комедию можно ставить. Я же гимнастка была и легкую атлетику в институте физкультуры от случая к случаю проходила. Лишь бы зачет поставили. Ну и на уроке такой старт им показала, что они у меня чуть ли не в шпагате стояли, врастопырку. Когда побежали, не поняла, почему это у меня дети чуть ли не носом в дорожку тыкаются. Оказалось, я расстояние между стартовыми колодками перепутала. А они даже вида не подали. Думали: может, человек из Москвы больше знает? Хорошо муж мне объяснил, что к чему. И на следующий день я как ни в чем не бывало говорю: вчера мы разучивали тренировочный старт, а теперь будем учить спортивный… Кто знает, может, и остались бы мы там, но мне всегда хотелось большего. Я уже тогда твердо знала, что буду тренером. А работать в таком изматывающем режиме была приучена с детства.

– Главный тренер наших «художниц» Ирина Винер как-то заметила, что у них, в таком же женском виде спорта, слева удав, а справа кобра. В любой момент можно ждать чего угодно. А вам в этом смысле трудно?

– Не трудней, чем в мужском коллективе. Поверьте мне, своих интриг и там полно. Когда у нас два дуэта (Анастасия Ермакова – Анастасия Давыдова и Ольга Брусникина – Мария Киселева. – «НИ») между собой боролись, все говорили: какая обстановка, как ужасно! Но ничего такого не было. Бритвы в ботинки, как в фигурном катании, слышала, бывает, никто не подкладывал. Обстановка была, конечно, немного нервозная. Но тренеры и девочки вели себя очень достойно.

– Так что, проиграв отбор, Брусникина с Киселевой пошли жаловаться к Фетисову?

– Вы поймите, у них обида. Они вернулись в спорт ради дуэта, и вдруг соперницы совсем молоденькие дорогу переходят. Я тоже, может быть, поначалу больше в Брусникину и Киселеву верила, и для меня было неожиданностью, что молодые победили. Так что каждый мог бы так, в обиде, поступить. Но в группе никаких провокаций не было. Маша и Ольга – они вообще умницы. Пережили этот тяжелый момент. Да и Ермакова с Давыдовой не такие ершистые оказались. Хохотушки обе. А то, что такая конкуренция была, всем только на пользу пошло.

– Что для вас эта премия «Слава» значит?

– То, что признали работу всего нашего тренерского коллектива в моем лице. Хорошо, что наш труд начинают оценивать не меньше, чем труд спортсменов. Все-таки работа идет на равных. Пусть у спортсменов большой физический износ, но моральный у тренеров – гораздо больше. Наша работа страшно бьет по нервам. И слава богу, что начали понимать: от тренера очень многое зависит. Потому что какой бы ты талантливый ни был, нет тренера – и ничего нет. А бывает ведь наоборот. В хороших руках и без таланта можно стать олимпийским чемпионом. У меня в сборной была одна девочка – Вера Артемова, так у нее, когда она к нам пришла, диагноз стоял: сколиоз, переходящий в четвертую стадию. И это не единичный случай. И сейчас в сборной есть такие дети, которые только упорством и работой тренеров всего добились.

– К чемпионату мира готовились со спокойным сердцем или для вас каждый такой турнир, как первый?

– Есть тренеры, которые всегда в себе уверены и говорят, что их ученики – самые сильные. А мне всегда кажется, что мои – самые слабые. И это не дает успокаиваться. Меня даже девчонки иногда воспитывают. Вечно, говорят, вы, Татьяна Николаевна, преувеличиваете. Но я – как кривое зеркало. Приходится их по носу щелкать. Вот сейчас, отвечаю им, на Кубке Европы, например, мы испанок обыграли, но зато главных конкуренток – японок еще не видели. Я им вообще все время напоминаю: соперники наши растут. Пусть «на нас», но растут. И все работают сейчас всерьез. И Испания, с которой мы соприкасались на сборах и выдали ей все свои секреты на-гора. Американцы, которые после спада сейчас опять воспряли и тоже наш приняли курс. Японцы, которые везде пролезают и имеют просто потрясающие условия для работы. Вообще нам надо строить спорт будущего. Как в Китае. Потому что побеждать в ближайшее время будут не только те, кто имеет блестящие тренерские кадры, но и те, кто работает в хороших условиях. Вот мы, как элитная команда, всяческую помощь и поддержку со стороны спортивных организаций, конечно, получаем, но пока только надеемся, что когда-нибудь и у нас, двукратных олимпийских чемпионок в группе и в дуэте, все-таки будет дома свой бассейн…

Дмитрий Кириллов: Татьяна Покровская - это имя уже почти два десятка лет является символом всех олимпийских побед нашей сборной по синхронному плаванию. Ее громкий голос на тренировках слышен не только на суше, но даже под водой.

О ее властном характере ходят легенды. Она не позволяет халтурить ни себе, ни другим, выжигает на корню любые проявления бесхребетности и слабости, знает главный секрет для каждого спортсмена - как стать победителем. Да ее саму давно уже называют непобедимой, поскольку Покровской нет равных. Она в своем виде спорта лучший тренер на планете.

Знакомьтесь - жизнерадостная, обаятельная, женственная, неунывающая Татьяна Покровская, герой труда России, главный тренер олимпийской сборной страны по синхронному плаванию.

Вы знаете секрет, как выбрать из 146 млн россиян 8 олимпийских чемпионов?

Т.П.: Да.

Д.К.: Фирменные покровские штучки - предмет зависти зарубежных тренеров.

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Добренький тренер - это про вас?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Вы сами обожаете после работы прийти поплавать в бассейне?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Тренерами не становятся, тренерами все-таки рождаются.

Т.П.: Да.

Д.К.: Президент Путин любит синхронное плавание?

Т.П.: Думаю, да.

Д.К.: Вам абсолютно легко быть законодательницей моды в синхронном плавании вот уже 20 лет?

Т.П.: Нет.

Д.К.: В театре есть известная система Станиславского. А в мировом синхронном плавании есть система Покровской?

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Самое прекрасное - после долгого трудового дня прийти домой, хорошенько поесть и лечь перед телевизором?

Т.П.: Да.

Д.К.: Ваша программа "Мольба", которую вы показали в Рио, признана самой лучшей программой за всю историю синхронного плавания.

Т.П.: Очень приятно, конечно, когда твои программы получают такое признание. Это всегда приятно.

Д.К.: Когда я смотрю на выступление девчонок, полное ощущение, что такого не может быть. Это просто фантастика. А потом смотришь - это живые девочки из плоти и крови. Это нормально. Это не роботы.

Т.П.: Такой процесс селекции в сборную команду - он же не просто "она хороша по технике", и все. Бывает, что девочка хорошая по технике, но не может она выражать все то, что в композиции. У нас композиции всегда образные. И мы, можно сказать, ввели эту моду в синхронное плавание. Потому что раньше были композиции, которые кусочек этой мелодии, этой мелодии. Смотришь - классика идет, потом хоп - перекинулись на эстраду. Бывает иногда, что классика с эстрадой совпадает, что-то похожее. Но нет такого, что звучит Чайковский - потом какой-то рок-н-ролл пошел. Уже такое очень редко встречается, такая, как я называю, просто капуста.

Д.К.: Нарезали?

Т.П.: Да. Люди уже знают, что если выходят синхронницы, значит, они нам что-то такое покажут образное, как в балете.

Д.К.: Как театр?

Т.П.: Это мода наша. И мы стараемся купальником отобразить это. Потому что это немаловажно.

Д.К.: Купальники, наверное, можно называть театральными костюмами?

Т.П.: Да.

Д.К.: Это не просто купальник.

Т.П.: Шьет нам художник, дизайн выдумывает. Действительно, такой купальник, как для спектакля. Нам предлагают несколько сюжетов, мы что-то отвергаем, что-то предлагаем сами уже.

Д.К.: Вы участвуете?

Т.П.: Обязательно.

Д.К.: Девчонок спрашиваете?

Т.П.: А как же?

Д.К.: Нравится - не нравится.

Т.П.: Если я сама решила перстом - "это", а потом девчонки скажут "нет"… Им же выходить, не мне. Я сижу в своих майках. И один сюжет - розовая и зеленая.

Д.К.: О двух счастливых футболках Покровской в спортивном мире знают все. Купленные много лет назад, они надеваются теперь исключительно во время соревнований и всегда приносят удачу. Хотите - верьте, хотите - нет.

Т.П.: После нашей первой победы на чемпионате мира в 1998 году, просто проезжая в Гонконге, я купила эти майки, посвященные нашей победе.

Д.К.: Победные майки?

Т.П.: Победные. Я купила, просто купила. Надела на следующие соревнования - все, с этого началось. Я не могу их не надевать. Я бы, может быть, и не надевала. Но я не могу. Девчонки уже настолько вросли в них, что они просто расстроятся так…

Д.К.: Они уже видят эту майку.

Т.П.: Они расстроятся. Уже был случай, что я сижу, просто еще не переоделась. "Татьяна Николаевна, что вы сидите?". Я говорю: "А в чем дело?". - "Где майки?". Я то расту. А майки почему-то не очень тянутся. Они остаются прежними.

Д.К.: Нет, Татьяна Николаевна, это просто садятся при стирке. Я вас уверяю.

Т.П.: Конечно. Уже почти 20 лет. Конечно, они садятся. Я только не сажусь.

Д.К.: И бросить любимого тренера в бассейн - обязательная программа. Это веселая традиция, которую девочки поддерживают свято. Окунуть Покровскую в воду на счастье.

За 20 лет много воды утекло. Развалилась страна. Но сидеть на руинах Госкомспорта и посыпать голову пеплом главный тренер СССР не стала. Не найдя поддержки на родине, она уехала работать в Испанию. Благо, талант Покровской иностранцы всегда очень высоко ценили. А дальше судьбоносный поворот на 180 градусов - в южное полушарие, в Бразилию, разделившую жизнь Татьяны Николаевны на 2 половины. В 1995 году Покровская возвращается домой в Россию. А в Бразилии остаются любимая дочь Катя и маленькая внучка Лиза.

Спустя годы судьба приготовила Татьяне Николаевне серьезное испытание: не так давно ушли из жизни любимый муж, а затем и 15-летняя внучка.

Т.П.: Мой печальный момент. Я не думала, что я вообще что-то составлю. Глядя в одну точку, ничего не видя. Состояние было очень депрессивное.

Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон?

Т.П.: Да. И девчонки переживали вместе со мной.

Д.К.: Готовить нашу олимпийскую сборную для выступления в Рио-де-Жанейро, где похоронена любимая внучка, было выше человеческих сил. Но Покровская выдержала с достоинством это испытание. Она не только осталась в спорте, но подготовила к олимпиаде такую программу, которая потрясла весь мир.

Т.П.: Девчонки сказали: "Татьяна Николаевна, мы найдем музыку, послушаете. Нет - значит нет". И когда я послушала эту музыку, у меня уже какой-то возник образ: "Боже мой, мы и небо". И составление шло очень быстро. Обычно я там много меняю, сижу и все. А это так шло как-то само.

Д.К.: И помогли ей в этом ее девочки, настроившиеся, как верные воины армии Покровской, снова на победы. И только на победу. Помогало и небо. Словно Лиза невидимо поддерживала всю команду. И они победили.

У вас фабрика звезд такая. Представляете, своя.

Т.П.: В общем, где-то да. Таких деловых звезд, которые, для того чтобы стать звездой, очень много этому отдают. И тут уже чувствуешь, насколько у девчонок сила воля действительно сильная. Я их в глубине души очень уважаю. Это кажется на тренировке, что железный меч. Но я их в глубине души уважаю. Так задумаешься - боже мой, это же сколько нужно отдавать этому делу.

Д.К.: Бриллиантовые брызги, парящие над водой женские фигурки - за видимой невесомостью и легкостью стоит изнуряющий труд. На чашу весов с олимпийским золотом кладется в буквальном смысле слова вся жизнь. Безусловно, это искусство. Но прежде всего реальный спорт, причем, очень жесткий, требующий максимальной физической и эмоциональной концентрации. Выдерживают такой сумасшедший ритм немногие. Но те, кто остаются, становятся олимпийскими чемпионами, которых знает весь мир.

Т.П.: Это же элита спорта, элита синхронного плавания. Собираются уже такие девочки, которые, да, как вы высказали, на плаху спорту уже. Но они же знают, во имя чего они это делают. Я даже не говорю - материально. Хотя это тоже спасибо правительству. Последние олимпиады, конечно, хорошо, я приветствую это. Что должны быть вознаграждения. А как же? Это началось с Владимира Владимировича. Он любит и уважает спорт. И мы это чувствует.

Особенно в Кремле те победители, которые принимаются, с 1 по 3 место. И, конечно, элита спорта. И все такие красивые. Я понять не могу. Я вижу все время… откуда что берется. Красавицы!

Д.К.: Если говорим о президенте Путине, я так понимаю, что он и помогает, чем может. Я знаю, что олимпийская база теперь в синхронном плавании…

Т.П.: Да вот, где вы сидите - это благодаря Владимиру Владимировичу был просто за короткий срок. Он был долгострой, этот бассейн. И вдруг нас приглашают уже на открытие. Какое открытие? На Круглом озере. Откуда бассейн взялся? Приезжает здесь вот такое чудо.

Д.К.: В Раменском были, по-моему, да?

Т.П.: Да. Три олимпиады мы готовили в Раменском. Спасибо большое директору этого бассейна. Потому что он делал невозможное. Бассейн еще 1960-х годов. И там мясорубка. Кто там только ни плавал, кто там только ни ползал по дну (дайвинг же), ни ползал по стене (скалолазание). Там железо, отгорожено все.

Д.К.: А тут еще синхронистки.

Т.П.: Да.

Д.К.: Которым вода теплая нужна.

Т.П.: Писали письма: "Закройте эту орущую женщину, которая то и дело музыку включает по многу раз. Мы пришли поплавать, отдохнуть".

Д.К.: В каком-то из интервью девчонки сказали, что орущая Покровская - это "наш адреналин". Есть в этом действительно какая-то…

Т.П.: Конечно. А как же? Мобилизует. Мой родной голос, далеко не ласковый, очень мобилизует. А я уже поняла, что это тоже система. Это система. Потому что это можно в индивидуальных видах спокойно все говорить. А когда их 8 или 10 даже… Одна внимательная, другая невнимательная. Вот они приходят в сборную команду - они даже учатся видео смотреть. Не просто смотреть… Я говорю - вы не смотрите, как индийский сериал. Вы анализируйте. Для чего мы тогда смотрим? Каждая должна проанализировать свою позицию, свое выполнение. Не умеют. Учатся. И это не такой простой процесс.

Д.К.: У вас в детстве вообще мечта, что вы будете королева, главная в мире по синхронному плаванию?

Т.П.: Я жила в нашей глубинке на Урале, в Магнитогорске, я даже не знала, что такое бывает. Меня тянуло в балет.

Д.К.: В искусство.

Т.П.: Но, не найдя балетной студии, мне пришлось заняться художественной гимнастикой. Я думала, что сейчас мы что-то выполним гимнастическое, потом сядем, порисуем.

Д.К.: А, ну художественная же гимнастика. Такое представление было. Вам помогла художественная гимнастика, когда вы пришли в синхронное плавание?

Т.П.: Очень. Пусть некоторые считают, что я не специалист. И на Украине главный тренер тоже художница, тоже не специалист. Пусть на таких неспециалистах держится синхронное плавание.

Д.К.: Уже не первый год многие зарубежные спортсмены пытаются разгадать секрет успеха Татьяны Покровской. Но все тщетно. Честным путем идти не всегда получается. А вот заслать разведчика - обычная практика. Так случилось и перед олимпиадой, когда во время закрытого прогона для своих были пойманы китайские операторы, снимавшие рабочее выступление наших девушек на скрытую камеру.

Т.П.: Мы, особенно перед олимпиадой, всегда проводим так называемые курсовки.

Д.К.: Генеральный прогон такой, как в театре?

Т.П.: Да. Специально оставляем небольшой карман, чтоб потом еще немножечко подправить, потому что видно, что где-то что-то как-то не сошлось. И обнаружили у нас сидящие зрители, что снимают. Но их заставили вернуть пленку, потому что надо спросить разрешения. Потому что вот так вот тихо. Это в Раменском. Приехали, не поленились, в Раменское и тихонько стали снимать.

Д.К.: Вы всегда придумываете какие-то новые истории, многие элементы. Вы потом видите через много лет в командах других стран? "Здрасте, приехали, это же я сделала 10 лет назад". Было такое?

Т.П.: Да, конечно. Уже другие команды исполнили - и уже вроде бы как…

Д.К.: И уже не объяснишь, что это наше.

Т.П.: Да. А зритель, который на соревнованиях сидит, и некоторые судьи воспринимают, что это именно этой команды. И нравится эта штучка. И обидно. Как-то думаешь: "Ничего себе, это наше…".

Д.К.: Вы как-то в каком-то интервью сказали - и понеслось, что мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, дает потрясающий результат. Было?

Т.П.: Я как-то так сказала. Но я не то имела в виду. И теперь вообще…

Д.К.: Это цитата уже. Ведь есть же какая-то в этом доля…

Т.П.: Доля правды есть.

Д.К.: Рассказывайте.

Т.П.: Потому что а как же? Если я заставляю, вынуждаю, причем, куда денешься, жизнь есть жизнь, человеческий фактор, порой даже грубо.

Д.К.: Есть ли какие-то крепкие слова?

Т.П.: А как же? Это секрет Покровской. Вы говорите - секретные штучки. Это как раз секретные штучки. Это же выматывает силы. Я думаю, что в это время есть чувство ненависти.

Д.К.: "Сколько же можно?".

Т.П.: Да. Это невозможно.

Д.К.: А по-другому нельзя. А если бы расслабиться и сказать: "Ой, вы мои кисочки, ну давайте еще разучим".

Т.П.: Пробовала.

Д.К.: Ну как?

Т.П.: Да никак.

Д.К.: Не работает?

Т.П.: Когда меня нет, тренеры работают. У меня помощницы, хорошие помощницы, работают в полную силу. Уже много лет со мной. Но у девочек, как они говорят, немножко все равно такой момент расслабления есть. Я говорю: "Я что, полицейский? Главного полицейского нет?". Понимаете, это человеческий фактор. Если есть золотой фонд тренеров, золотой запас, то все будет ок. И даже из не очень талантливого спортсмена можно сделать, довести его до победы. У нас в синхронном плавании такое случалось. Когда скептически относились. "Ой, куда ее в сборную? Это же смех. У нас же должны быть ноги, все". Нет. Я уже давно говорю, что в синхронном плавании нужна голова и очень тонкая, хорошая координация. А это голова.

Д.К.: Сколько вы раз в году видите дочку? Как вообще происходит?

Т.П.: У меня история вообще нетипичная. Потому что дочка очень далеко. И сейчас два внука у меня.

Д.К.: А, уже два внука. Ну, расскажите. Они в Рио живут?

Т.П.: Да, в Рио. И внук, которому два года. Ванечка. И Анечка, которой 3 месяца. То есть, слава богу, господи, спасибо тебе, что после этой трагедии еще боженька дал двух детей.

Д.К.: Что жизнь продолжается.

Т.П.: Да, и это все далеко. Это не значит, что я их забыла. Тем более современная жизнь позволяет… Я их вижу. Это не как раньше.

Д.К.: Это бабушка теперь по скайпу воспитывает…

Т.П.: Да, и смотрю там - а что-то ухо не то, а нос не тот, а это это. То есть уже контроль. Конечно, хочется такой контакт. Я сама выбрала этот путь. И я не представляю. Вот, например, я приезжаю на 20 дней - дочка своими делами занимается, внуки тоже как-то… А уже чувствуешь себя не в своей тарелке. То есть необходимо что-то свое.

Д.К.: Пора в бассейн.

Т.П.: Да.

Д.К.: Как вообще вы выдерживаете, чтобы не показать девчонкам, что, например, какие-то проблемы и сложности. Даже во время этой сумасшедшей истории с ВАДА, до последнего не могли понять, поедете - не поедете. Как вы все это внутри себя переживали?

Т.П.: Ну как? Когда эти не очень хорошие события проходили, это внутри себя. И, конечно, сказывается на здоровье. А как же? Ты же не будешь истерики устраивать - "ай, мы не поедем, девочки". Я девчонкам сказала так: "Девочки, подождите, сейчас Владимир Владимирович подключится - и все будет нормально, и мы поедем однозначно". Вот и все. И поэтому не снижали темп, ничего. Но это сказалось, знаете… Не было бы счастья - да несчастье помогло. Очень большой был интерес наших зрителей, повышенный такой. У меня, например, пятая олимпиада. Но такого ажиотажа после нашей победы не было никогда, чтоб узнавали даже на улице. И, вы знаете, "мы кланяемся вам", понимаете? Аж слезу, конечно… Женщины говорят: "Низкий поклон, потому что мы, когда смотрели, мы болели и все…". И мы прямо стали героями.

Д.К.: Потому что это был действительно бой, было настоящее сражение.

Т.П.: И весь народ как-то сплотился. Русских сплачивают, наверное, отрицательные события.

Д.К.: Когда нас бьют, мы тогда поднимаем голову.

Т.П.: Да, и прям вместе… Это наш менталитет. И сразу такой в кулак - идут, как в последний бой, что уже сдаваться нельзя, и за нами Россия.

Д.К.: Татьяна Николаевна, у вас множество наград, званий. Все-таки за столько лет накопилось. Есть ли какая-то награда или какое-то звание, что-то такое, что действительно вам очень дорого.

Т.П.: Конечно, звезда.

Д.К.: Это очень ответственная теперь…

Т.П.: Особенная, конечно, награда. Но что такое ответственная? Уже очень много ответственности, знаете, на плечах. Поэтому я набираю вес, чтобы как-то эту ответственность нести с честью и все. Но все-таки ведь все награды не как аванс будущему, а за то, что уже свершилось, заслужила. Я тоже говорила: "Ой, ну как же теперь после звезды?". Но мне объясняют, что это за труд, который уже свершился, признание того, что свершилось. Ну, свой груз ответственности, конечно. Я никогда не работаю, говорю: "Надо. Мы работаем, а там как получится". Почему-то эту мою фразу не запоминают, а запоминают другую. "А там как получится". Да поможет нам Господь.

Дмитрий Кириллов: Татьяна Покровская - это имя уже почти два десятка лет является символом всех олимпийских побед нашей сборной по синхронному плаванию. Ее громкий голос на тренировках слышен не только на суше, но даже под водой.

О ее властном характере ходят легенды. Она не позволяет халтурить ни себе, ни другим, выжигает на корню любые проявления бесхребетности и слабости, знает главный секрет для каждого спортсмена - как стать победителем. Да ее саму давно уже называют непобедимой, поскольку Покровской нет равных. Она в своем виде спорта лучший тренер на планете.

Знакомьтесь - жизнерадостная, обаятельная, женственная, неунывающая Татьяна Покровская, герой труда России, главный тренер олимпийской сборной страны по синхронному плаванию.

Вы знаете секрет, как выбрать из 146 млн россиян 8 олимпийских чемпионов?

Т.П.: Да.

Д.К.: Фирменные покровские штучки - предмет зависти зарубежных тренеров.

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Добренький тренер - это про вас?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Вы сами обожаете после работы прийти поплавать в бассейне?

Т.П.: Нет.

Д.К.: Тренерами не становятся, тренерами все-таки рождаются.

Т.П.: Да.

Д.К.: Президент Путин любит синхронное плавание?

Т.П.: Думаю, да.

Д.К.: Вам абсолютно легко быть законодательницей моды в синхронном плавании вот уже 20 лет?

Т.П.: Нет.

Д.К.: В театре есть известная система Станиславского. А в мировом синхронном плавании есть система Покровской?

Т.П.: Без комментариев.

Д.К.: Самое прекрасное - после долгого трудового дня прийти домой, хорошенько поесть и лечь перед телевизором?

Т.П.: Да.

Д.К.: Ваша программа "Мольба", которую вы показали в Рио, признана самой лучшей программой за всю историю синхронного плавания.

Т.П.: Очень приятно, конечно, когда твои программы получают такое признание. Это всегда приятно.

Д.К.: Когда я смотрю на выступление девчонок, полное ощущение, что такого не может быть. Это просто фантастика. А потом смотришь - это живые девочки из плоти и крови. Это нормально. Это не роботы.

Т.П.: Такой процесс селекции в сборную команду - он же не просто "она хороша по технике", и все. Бывает, что девочка хорошая по технике, но не может она выражать все то, что в композиции. У нас композиции всегда образные. И мы, можно сказать, ввели эту моду в синхронное плавание. Потому что раньше были композиции, которые кусочек этой мелодии, этой мелодии. Смотришь - классика идет, потом хоп - перекинулись на эстраду. Бывает иногда, что классика с эстрадой совпадает, что-то похожее. Но нет такого, что звучит Чайковский - потом какой-то рок-н-ролл пошел. Уже такое очень редко встречается, такая, как я называю, просто капуста.

Д.К.: Нарезали?

Т.П.: Да. Люди уже знают, что если выходят синхронницы, значит, они нам что-то такое покажут образное, как в балете.

Д.К.: Как театр?

Т.П.: Это мода наша. И мы стараемся купальником отобразить это. Потому что это немаловажно.

Д.К.: Купальники, наверное, можно называть театральными костюмами?

Т.П.: Да.

Д.К.: Это не просто купальник.

Т.П.: Шьет нам художник, дизайн выдумывает. Действительно, такой купальник, как для спектакля. Нам предлагают несколько сюжетов, мы что-то отвергаем, что-то предлагаем сами уже.

Д.К.: Вы участвуете?

Т.П.: Обязательно.

Д.К.: Девчонок спрашиваете?

Т.П.: А как же?

Д.К.: Нравится - не нравится.

Т.П.: Если я сама решила перстом - "это", а потом девчонки скажут "нет"… Им же выходить, не мне. Я сижу в своих майках. И один сюжет - розовая и зеленая.

Д.К.: О двух счастливых футболках Покровской в спортивном мире знают все. Купленные много лет назад, они надеваются теперь исключительно во время соревнований и всегда приносят удачу. Хотите - верьте, хотите - нет.

Т.П.: После нашей первой победы на чемпионате мира в 1998 году, просто проезжая в Гонконге, я купила эти майки, посвященные нашей победе.

Д.К.: Победные майки?

Т.П.: Победные. Я купила, просто купила. Надела на следующие соревнования - все, с этого началось. Я не могу их не надевать. Я бы, может быть, и не надевала. Но я не могу. Девчонки уже настолько вросли в них, что они просто расстроятся так…

Д.К.: Они уже видят эту майку.

Т.П.: Они расстроятся. Уже был случай, что я сижу, просто еще не переоделась. "Татьяна Николаевна, что вы сидите?". Я говорю: "А в чем дело?". - "Где майки?". Я то расту. А майки почему-то не очень тянутся. Они остаются прежними.

Д.К.: Нет, Татьяна Николаевна, это просто садятся при стирке. Я вас уверяю.

Т.П.: Конечно. Уже почти 20 лет. Конечно, они садятся. Я только не сажусь.

Д.К.: И бросить любимого тренера в бассейн - обязательная программа. Это веселая традиция, которую девочки поддерживают свято. Окунуть Покровскую в воду на счастье.

За 20 лет много воды утекло. Развалилась страна. Но сидеть на руинах Госкомспорта и посыпать голову пеплом главный тренер СССР не стала. Не найдя поддержки на родине, она уехала работать в Испанию. Благо, талант Покровской иностранцы всегда очень высоко ценили. А дальше судьбоносный поворот на 180 градусов - в южное полушарие, в Бразилию, разделившую жизнь Татьяны Николаевны на 2 половины. В 1995 году Покровская возвращается домой в Россию. А в Бразилии остаются любимая дочь Катя и маленькая внучка Лиза.

Спустя годы судьба приготовила Татьяне Николаевне серьезное испытание: не так давно ушли из жизни любимый муж, а затем и 15-летняя внучка.

Т.П.: Мой печальный момент. Я не думала, что я вообще что-то составлю. Глядя в одну точку, ничего не видя. Состояние было очень депрессивное.

Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон?

Т.П.: Да. И девчонки переживали вместе со мной.

Д.К.: Готовить нашу олимпийскую сборную для выступления в Рио-де-Жанейро, где похоронена любимая внучка, было выше человеческих сил. Но Покровская выдержала с достоинством это испытание. Она не только осталась в спорте, но подготовила к олимпиаде такую программу, которая потрясла весь мир.

Т.П.: Девчонки сказали: "Татьяна Николаевна, мы найдем музыку, послушаете. Нет - значит нет". И когда я послушала эту музыку, у меня уже какой-то возник образ: "Боже мой, мы и небо". И составление шло очень быстро. Обычно я там много меняю, сижу и все. А это так шло как-то само.

Д.К.: И помогли ей в этом ее девочки, настроившиеся, как верные воины армии Покровской, снова на победы. И только на победу. Помогало и небо. Словно Лиза невидимо поддерживала всю команду. И они победили.

У вас фабрика звезд такая. Представляете, своя.

Т.П.: В общем, где-то да. Таких деловых звезд, которые, для того чтобы стать звездой, очень много этому отдают. И тут уже чувствуешь, насколько у девчонок сила воля действительно сильная. Я их в глубине души очень уважаю. Это кажется на тренировке, что железный меч. Но я их в глубине души уважаю. Так задумаешься - боже мой, это же сколько нужно отдавать этому делу.

Д.К.: Бриллиантовые брызги, парящие над водой женские фигурки - за видимой невесомостью и легкостью стоит изнуряющий труд. На чашу весов с олимпийским золотом кладется в буквальном смысле слова вся жизнь. Безусловно, это искусство. Но прежде всего реальный спорт, причем, очень жесткий, требующий максимальной физической и эмоциональной концентрации. Выдерживают такой сумасшедший ритм немногие. Но те, кто остаются, становятся олимпийскими чемпионами, которых знает весь мир.

Т.П.: Это же элита спорта, элита синхронного плавания. Собираются уже такие девочки, которые, да, как вы высказали, на плаху спорту уже. Но они же знают, во имя чего они это делают. Я даже не говорю - материально. Хотя это тоже спасибо правительству. Последние олимпиады, конечно, хорошо, я приветствую это. Что должны быть вознаграждения. А как же? Это началось с Владимира Владимировича. Он любит и уважает спорт. И мы это чувствует.

Особенно в Кремле те победители, которые принимаются, с 1 по 3 место. И, конечно, элита спорта. И все такие красивые. Я понять не могу. Я вижу все время… откуда что берется. Красавицы!

Д.К.: Если говорим о президенте Путине, я так понимаю, что он и помогает, чем может. Я знаю, что олимпийская база теперь в синхронном плавании…

Т.П.: Да вот, где вы сидите - это благодаря Владимиру Владимировичу был просто за короткий срок. Он был долгострой, этот бассейн. И вдруг нас приглашают уже на открытие. Какое открытие? На Круглом озере. Откуда бассейн взялся? Приезжает здесь вот такое чудо.

Д.К.: В Раменском были, по-моему, да?

Т.П.: Да. Три олимпиады мы готовили в Раменском. Спасибо большое директору этого бассейна. Потому что он делал невозможное. Бассейн еще 1960-х годов. И там мясорубка. Кто там только ни плавал, кто там только ни ползал по дну (дайвинг же), ни ползал по стене (скалолазание). Там железо, отгорожено все.

Д.К.: А тут еще синхронистки.

Т.П.: Да.

Д.К.: Которым вода теплая нужна.

Т.П.: Писали письма: "Закройте эту орущую женщину, которая то и дело музыку включает по многу раз. Мы пришли поплавать, отдохнуть".

Д.К.: В каком-то из интервью девчонки сказали, что орущая Покровская - это "наш адреналин". Есть в этом действительно какая-то…

Т.П.: Конечно. А как же? Мобилизует. Мой родной голос, далеко не ласковый, очень мобилизует. А я уже поняла, что это тоже система. Это система. Потому что это можно в индивидуальных видах спокойно все говорить. А когда их 8 или 10 даже… Одна внимательная, другая невнимательная. Вот они приходят в сборную команду - они даже учатся видео смотреть. Не просто смотреть… Я говорю - вы не смотрите, как индийский сериал. Вы анализируйте. Для чего мы тогда смотрим? Каждая должна проанализировать свою позицию, свое выполнение. Не умеют. Учатся. И это не такой простой процесс.

Д.К.: У вас в детстве вообще мечта, что вы будете королева, главная в мире по синхронному плаванию?

Т.П.: Я жила в нашей глубинке на Урале, в Магнитогорске, я даже не знала, что такое бывает. Меня тянуло в балет.

Д.К.: В искусство.

Т.П.: Но, не найдя балетной студии, мне пришлось заняться художественной гимнастикой. Я думала, что сейчас мы что-то выполним гимнастическое, потом сядем, порисуем.

Д.К.: А, ну художественная же гимнастика. Такое представление было. Вам помогла художественная гимнастика, когда вы пришли в синхронное плавание?

Т.П.: Очень. Пусть некоторые считают, что я не специалист. И на Украине главный тренер тоже художница, тоже не специалист. Пусть на таких неспециалистах держится синхронное плавание.

Д.К.: Уже не первый год многие зарубежные спортсмены пытаются разгадать секрет успеха Татьяны Покровской. Но все тщетно. Честным путем идти не всегда получается. А вот заслать разведчика - обычная практика. Так случилось и перед олимпиадой, когда во время закрытого прогона для своих были пойманы китайские операторы, снимавшие рабочее выступление наших девушек на скрытую камеру.

Т.П.: Мы, особенно перед олимпиадой, всегда проводим так называемые курсовки.

Д.К.: Генеральный прогон такой, как в театре?

Т.П.: Да. Специально оставляем небольшой карман, чтоб потом еще немножечко подправить, потому что видно, что где-то что-то как-то не сошлось. И обнаружили у нас сидящие зрители, что снимают. Но их заставили вернуть пленку, потому что надо спросить разрешения. Потому что вот так вот тихо. Это в Раменском. Приехали, не поленились, в Раменское и тихонько стали снимать.

Д.К.: Вы всегда придумываете какие-то новые истории, многие элементы. Вы потом видите через много лет в командах других стран? "Здрасте, приехали, это же я сделала 10 лет назад". Было такое?

Т.П.: Да, конечно. Уже другие команды исполнили - и уже вроде бы как…

Д.К.: И уже не объяснишь, что это наше.

Т.П.: Да. А зритель, который на соревнованиях сидит, и некоторые судьи воспринимают, что это именно этой команды. И нравится эта штучка. И обидно. Как-то думаешь: "Ничего себе, это наше…".

Д.К.: Вы как-то в каком-то интервью сказали - и понеслось, что мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, дает потрясающий результат. Было?

Т.П.: Я как-то так сказала. Но я не то имела в виду. И теперь вообще…

Д.К.: Это цитата уже. Ведь есть же какая-то в этом доля…

Т.П.: Доля правды есть.

Д.К.: Рассказывайте.

Т.П.: Потому что а как же? Если я заставляю, вынуждаю, причем, куда денешься, жизнь есть жизнь, человеческий фактор, порой даже грубо.

Д.К.: Есть ли какие-то крепкие слова?

Т.П.: А как же? Это секрет Покровской. Вы говорите - секретные штучки. Это как раз секретные штучки. Это же выматывает силы. Я думаю, что в это время есть чувство ненависти.

Д.К.: "Сколько же можно?".

Т.П.: Да. Это невозможно.

Д.К.: А по-другому нельзя. А если бы расслабиться и сказать: "Ой, вы мои кисочки, ну давайте еще разучим".

Т.П.: Пробовала.

Д.К.: Ну как?

Т.П.: Да никак.

Д.К.: Не работает?

Т.П.: Когда меня нет, тренеры работают. У меня помощницы, хорошие помощницы, работают в полную силу. Уже много лет со мной. Но у девочек, как они говорят, немножко все равно такой момент расслабления есть. Я говорю: "Я что, полицейский? Главного полицейского нет?". Понимаете, это человеческий фактор. Если есть золотой фонд тренеров, золотой запас, то все будет ок. И даже из не очень талантливого спортсмена можно сделать, довести его до победы. У нас в синхронном плавании такое случалось. Когда скептически относились. "Ой, куда ее в сборную? Это же смех. У нас же должны быть ноги, все". Нет. Я уже давно говорю, что в синхронном плавании нужна голова и очень тонкая, хорошая координация. А это голова.

Д.К.: Сколько вы раз в году видите дочку? Как вообще происходит?

Т.П.: У меня история вообще нетипичная. Потому что дочка очень далеко. И сейчас два внука у меня.

Д.К.: А, уже два внука. Ну, расскажите. Они в Рио живут?

Т.П.: Да, в Рио. И внук, которому два года. Ванечка. И Анечка, которой 3 месяца. То есть, слава богу, господи, спасибо тебе, что после этой трагедии еще боженька дал двух детей.

Д.К.: Что жизнь продолжается.

Т.П.: Да, и это все далеко. Это не значит, что я их забыла. Тем более современная жизнь позволяет… Я их вижу. Это не как раньше.

Д.К.: Это бабушка теперь по скайпу воспитывает…

Т.П.: Да, и смотрю там - а что-то ухо не то, а нос не тот, а это это. То есть уже контроль. Конечно, хочется такой контакт. Я сама выбрала этот путь. И я не представляю. Вот, например, я приезжаю на 20 дней - дочка своими делами занимается, внуки тоже как-то… А уже чувствуешь себя не в своей тарелке. То есть необходимо что-то свое.

Д.К.: Пора в бассейн.

Т.П.: Да.

Д.К.: Как вообще вы выдерживаете, чтобы не показать девчонкам, что, например, какие-то проблемы и сложности. Даже во время этой сумасшедшей истории с ВАДА, до последнего не могли понять, поедете - не поедете. Как вы все это внутри себя переживали?

Т.П.: Ну как? Когда эти не очень хорошие события проходили, это внутри себя. И, конечно, сказывается на здоровье. А как же? Ты же не будешь истерики устраивать - "ай, мы не поедем, девочки". Я девчонкам сказала так: "Девочки, подождите, сейчас Владимир Владимирович подключится - и все будет нормально, и мы поедем однозначно". Вот и все. И поэтому не снижали темп, ничего. Но это сказалось, знаете… Не было бы счастья - да несчастье помогло. Очень большой был интерес наших зрителей, повышенный такой. У меня, например, пятая олимпиада. Но такого ажиотажа после нашей победы не было никогда, чтоб узнавали даже на улице. И, вы знаете, "мы кланяемся вам", понимаете? Аж слезу, конечно… Женщины говорят: "Низкий поклон, потому что мы, когда смотрели, мы болели и все…". И мы прямо стали героями.

Д.К.: Потому что это был действительно бой, было настоящее сражение.

Т.П.: И весь народ как-то сплотился. Русских сплачивают, наверное, отрицательные события.

Д.К.: Когда нас бьют, мы тогда поднимаем голову.

Т.П.: Да, и прям вместе… Это наш менталитет. И сразу такой в кулак - идут, как в последний бой, что уже сдаваться нельзя, и за нами Россия.

Д.К.: Татьяна Николаевна, у вас множество наград, званий. Все-таки за столько лет накопилось. Есть ли какая-то награда или какое-то звание, что-то такое, что действительно вам очень дорого.

Т.П.: Конечно, звезда.

Д.К.: Это очень ответственная теперь…

Т.П.: Особенная, конечно, награда. Но что такое ответственная? Уже очень много ответственности, знаете, на плечах. Поэтому я набираю вес, чтобы как-то эту ответственность нести с честью и все. Но все-таки ведь все награды не как аванс будущему, а за то, что уже свершилось, заслужила. Я тоже говорила: "Ой, ну как же теперь после звезды?". Но мне объясняют, что это за труд, который уже свершился, признание того, что свершилось. Ну, свой груз ответственности, конечно. Я никогда не работаю, говорю: "Надо. Мы работаем, а там как получится". Почему-то эту мою фразу не запоминают, а запоминают другую. "А там как получится". Да поможет нам Господь.