Сколько четвертей в баскетболе и сколько длится матч. Минуты и секунды Технические приемы передачи мяча


Баскетбол входит в число любимых и популярных видов спорта во всем мире. При этом ответ на вопрос о том, сколько четвертей в баскетболе, и какова их длительность, у многих вызывает затруднения. Такие понятия как четверть, овертайм, перерыв, таймаут знакомы всем профессиональным спортсменам, но у простых людей такие термины часто вызывают вопросы.

Особенности учета времени

В баскетболе отсчет времени ведется только при непосредственной игре, то есть когда спортсмены удерживают или ведут мяч. Ответственность за правильность подсчета лежит на арбитре, который следит за временем при помощи секундомера. При появлении пауз, нахождении мяча за пределами игровой площадки, время останавливается и вновь стартует после возобновления игры мячом.

Время зависит от организатора проводимых соревнований, поэтому оно при проведении баскетбольных матчей в Северной Америке и Европе отличается. НБА и ФИБА трактуют время по-разному, и для исключения ошибки в ответе на вопрос о том, сколько длится время игры, стоит уточнить, о какой ассоциации идет речь.

Для НБА характерно немного большее время четверти, которое превышает длительность ФИБА на 2 минуты. Связано это с более рекламным характером американских соревнований.

Ранее баскетбольный матч состоял из 2 таймов продолжительностью по 20 минут. В 2000 году правила были изменены. Сегодня весь период игры разбит на четверти, продолжительность которых может немного отличаться в зависимости от вида соревнований.

Длительность четверти бывает:

  • 10-минутная;
  • 12-минутная.

Более длительный период характерен для соревнований Национальной баскетбольной организации, так называемой НБА. Во всех остальных баскетбольных турнирах длительность четверти всегда одинакова и составляет 10 минут. Общее время игры составляет 48 минут для НБА и 40 для остальных соревнований.

При организации соревнований в университетах и школьных учреждениях часто пренебрегают данными правилами. В связи с этим на таких соревнованиях, как правило, игра состоит из 2 периодов, продолжительностью по 20 минут.

Организация матча

Игра всегда начинается с выполнения спорного броска на центральном круге площадки. Судья подбрасывает мяч вертикально вверх между представителями каждой команды. Мяч нельзя брать в руки, поэтому для начала отсчета матча спортсмен должен только прикоснуться к нему.

Первые правила баскетбола не ограничивали спортсмена во времени возможного владения мячом.

Сегодня на атаку дается определенное время:

  • 24 секунды для всех соревнований, кроме игр НБА;
  • 32 для спортсменов Национальной ассоциации.

Начало отсчета начинается с момента попадания мяча в руки игрока. На соревнованиях в состав бригады судей всегда входит оператор 24 секунд, который следит за соблюдением правила владения спортсменом мяча. По прошествии времени для броска спортсмен должен передать мяч другому члену команды, в противном случае судья подает сигнал свистка, и игра прерывается. Существуют временные ограничения по владению мячом:

  • за первые 8 секунд спортсмен обязан провести мяч из своей половины на поле противника;
  • при вбрасывании или выполнении штрафного броска время не может превышать 5 минут;
  • время для прохождения под кольцом не может превышать 3 секунд.

Во время матча тренер каждой команды может взять дополнительное время на перерыв. Количество таких перерывов и время организации зависит от наставника команды. В баскетболе каждая из сторон может воспользоваться правом на перерыв не более 5 раз. Один раз перерыв можно сделать в овертайме . При этом существует следующее ограничение:

  • 2 раза - перерыв в первой половине матча;
  • 3 раза - отдых второй части соревнования.

В процессе игры идет подсчет количества заброшенных мячей, и победа присваивается команде, набравшей большее число голов. В случае равного количества заброшенных мячей назначается овертайм, представляющий собой дополнительное время на игру длительностью 5 минут.

Овертайм назначается до тех пор, пока не будет определен победитель. Практика проведения соревнований показывает, что овертайм обычно назначается не более 3 раз.

Исключения могут составлять так называемые парные встречи. В этом случае первый матч может быть завершен ничьей, а в дальнейшем победитель будет определен по результатам забитых мячей во второй игре.

Длительность игры

Баскетбол не может заканчиваться ничьей, поэтому количество назначаемых овертаймов не ограничено. В среднем игра заканчивается через 1-2 часа с момента ее начала.

В истории известны факты, когда баскетбольная игра затягивалась на часы. Например, в 2006 года на соревнованиях в Северной Америке состоялся турнир между командами «Северная Каролина» и «Дюк», при котором спортсмены играли более 58 часов. Матч начался в субботу вечером и закончился только вечером понедельника.

Такая продолжительность не была связана с азартом спортсменов, а стала маркетинговым ходом организаторов. Все деньги, собранные от игры, пошли на благотворительные цели.

Баскетбол - игра с мячом, известная во всем мире, в ней принимают участие две команды. Одновременно на спортивной площадке может находиться по пять человек из каждого коллектива, замены не ограничены. Главная цель баскетбола - забить снаряд в корзину больше раз, чем соперник, используя только руки. Кольца с сеткой располагаются на высоте 3 метров. За попадание из-за трехочковой линии начисляется три балла, если участник забил из пределов этой зоны, то команда получает два очка, а за попадание со штрафного - одно. Многих любителей этого вида спорта интересует вопрос о количестве четвертей в баскетболе, рассмотрим его подробнее.

История возникновения баскетбола

Чтобы разбавить скуку физкультурных занятий, преподаватель по имени Джейсон Нейсмит прикрепил две корзины из-под цитрусов к перилам выступающих балконов на спортивной площадке. Он разделил всех учащихся на две группы и рассказал им цель игры - забить большее количество очков в кольцо соперника.

Изобретатель взял свою идею из старинного развлечения, которое называлось «Утка на скале». Смысл этой популярной игры заключался в том, чтобы бросать маленький камень в вершину более крупного камня.

Баскетбол в зачаточной форме отдаленно напоминал современный:

  1. Отсутствовало ведение игрового мяча.
  2. Передачи между участниками происходили без движения.
  3. После попадания мяча кто-то из участников должен был забраться на лестницу около стены и извлечь снаряд из корзины.

Количество периодов в игре при изобретении

Изначально этот вид спорта практиковали только в колледжах и школах США, а чуть позже - в Канаде. В самом конце XIX века делаются попытки создать профессиональную организацию, которая просуществовала несколько лет. В начале нового столетия основывают первые баскетбольные команды. Их количество превышало сотню, но структурированных соревнований в то время не было. Игроки могли произвольно переходить из одного клуба в другой, а сами матчи проводились на непригодных к состязаниям площадках.

В середине XX века основывается БАА (Баскетбольная ассоциация Америки). Через три года она объединяется с другой похожей структурой, в результате чего на свет появляется НБА (Национальная баскетбольная ассоциация). Игры состояли из четырех таймов по 12 минут, но правила находились в зачаточном состоянии. В это время возрастает интерес к этому спорту в образовательных учреждениях. В 1959 году организаторы основывают символический Зал Славы, куда вписывают имена людей, оказавших наибольшее влияние на развитие этого вида спорта.

Международная арена

В 1932 году в швейцарской Женеве после совещания представителей восьми стран создается Ассоциация любительского баскетбола (FIBA). Первым чемпионом Олимпиады становится команда США, которая до сих пор является доминирующей сборной в этом спорте. Однако, с популяризаций и повышением профессионализма игроков другие страны подтянули свой уровень, иногда побеждая самую сильную команду. На международной арене баскетбол разделялся на четыре тайма (четверти), как и в НБА, но отличие состояло в их длине - 10 мин, а не 12.

На заметку! Сегодня в NBA принимают участие игроки со всех континентов, а пик прихода участников, не имеющих американского гражданства, пришелся на середину 90-х.

Правила игры

Основатель Дж. Нейсмит сформулировал порядок проведения соревнования, состоявший только из 13 пунктов. В 1932 г. принимаются первые официальные правила, которые корректировались постоянно. Условия проведения матчей в НБА и ФИБА отличаются.

Общие правила таковы:

  1. Победителем объявляют команду, набравшую большее количество баллов.
  2. Игра начинается со вбрасывания в центральном круге.
  3. Матч разделен на четыре четверти, длительность которых определяется ассоциацией (для НБА - 12 мин., для ФИБА - 10 мин.).
  4. Между таймами существует двухминутный перерыв, а между половинами матча отдых продолжается 15 мин. Команды меняются корзинами после большой паузы.

Соревнование проходит на открытом пространстве или в зале, высота потолка которого не меньше 7 метров.

Перечень ограничений и нарушений

В их числе:

  1. Если игрок выходит с мячом за пределы площадки, это называется аутом.
  2. Пробежка - чрезмерное количество шагов со снарядом в руках.
  3. Участник игры не имеет права находиться в трапециевидной зоне на стороне противника более трех секунд.
  4. За неспортивное поведение или агрессивный контакт дают фол - заметку о нарушении правил. Существует несколько видов: личный, технический, неспортивный. За 5 подобных фолов участник обязан уйти с игровой площадки.
  5. Если основное время оканчивается вничью, назначаются овертаймы до выявления победителя.
  6. На своей половине разрешается владеть снарядом не более восьми секунд.
  7. На атаку каждой команды отводится 24 сек. Счетчик сбрасывается, если мяч касается дужки кольца противника.

Игра слагается из нескольких обязательных фрагменто в. К ним относят:

  • Перехват - оборонительный маневр, после которого сопернику засчитывают потерю. Элемент дает атакующей команде шанс на быстрый прорыв и «легкие» очки.
  • Точные броски в кольцо - показатель, характеризующий спортивную составляющую баскетбола. Команда, набравшая большее количество очков, одерживает победу в матче.
  • Ведение - элемент, контролирующий мяч на площадке и позволяющий обыгрывать соперника. Существует высокое и низкое ведение: ноги спортсмена согнуты, таз несколько опущен, корпус наклонен вперед, а голова поднята. Совершая ведение, игрок меняет положение, после чего делает передачу или бросок.
  • Передача - главный элемент для амплуа разыгрывающего, который высматривает участников собственной команды и старается вручить мяч точно. Результативный пас - действие, которое приводит к набору очков.
  • Блок-шот - защитный элемент игры, характерный для центровых и тяжелых форвардов. Действие заключается в том, чтобы не дать выпущенному мячу долететь до дужки корзины.
  • Подбор - захват игрового снаряда после непопадания участником в кольцо. Чтобы удачно совершить это действие, необходим правильный анализ позиции и чувство своевременности. Пытаясь поймать мяч, игрок работает быстро и решительно, а после подбора расставляет локти для защиты от конкурента.

Увлекательная игра, появившаяся на уроке в колледже, теперь представляет собою сплав динамики, зрелищности и энтузиазма. Баскетбол обладает колоссальной популярностью и пригоден для формирования крепкого тела и быстрого мышления.

Видео

Посмотрев наше видео, вы узнаете о 5 "именных правилах" баскетбола, появившихся благодаря выдающимся игрокам.

В баскетболе, как ни в одном другом виде спорта, большинство игровых моментов связано с фиксацией времени. Причем минуты здесь используются при определении общего времени игры и сроков минутного перерыва, а во всех остальных случаях счет идет на секунды.

Матч состоит из двух таймов по 20 минут каждый с 10-минутным перерывом между ними. Если по окончании второй половины встречи счет оказывается равным, то назначается одна или несколько дополнительных пятиминуток (с 2-минутным интервалом между ними) в количестве, необходимом для достижения победы одной из команд.

На официальных соревнованиях судья-секундометрист включает часы в начале игры, в начале второго тайма и каждой дополнительной пятиминутки в тот момент, когда первый из разыгрывающих начальный бросок игроков коснется мяча, достигшего высшей точки при подбрасывании. А по истечении каждого тайма игры часы останавливаются. Останавливаются часы и при любом сигнале судьи в поле.

Единственным моментом в баскетболе, когда мяч выходит из игры, а часы продолжают свой ход, является попадание мяча в кольцо с игры без назначения персонального замечания.

Во всех случаях, когда время игры остановлено, любая из команд имеет право взять минутный перерыв. Каждой команде предоставляется возможность взять два минутных перерыва в каждой половине встречи и по одному в каждой дополнительной пятиминутке.

А теперь поговорим о секундах... Три, пять, десять, двадцать, тридцать...

Три секунды. С трехсекундной зоной мы познакомились, когда говорили о размерах площадки. Так вот, нападающему запрещается находиться в этой зоне более 3 секунд.

Это правило действует и при введении мяча из-за боковой и лицевой линий. Отсчет времени в этом случае начинается в тот момент, когда игрок, который должен вбросить мяч в игру, взял его в руки или получил от судьи.

Нападающий может находиться в трехсекундной зоне более 3 секунд при условии, что он, пробыв в ней менее 3 секунд, начинает вести мяч к щиту для броска по корзине.

Трехсекундное ограничение не распространяется на время полета мяча при броске по кольцу, на отскок его от щита или корзины, потому что в это время мяч не контролируется ни одной из команд.

Пять секунд. Если игрок, владеющий мячом и атакованный соперником, не бросает, не передает, не катит и не ведет мяч в течение 5 секунд, то должен быть назначен спорный бросок.

Игрок, вбрасывающий мяч из-за ограничительных линий, должен сделать это в течение 5 секунд.

Игрок, готовящийся к выполнению штрафного броска, должен произвести его в течение 5 секунд после того, как мяч был передан ему судьей.

Десять секунд. Команда, владеющая мячом в своей тыловой зоне, должна в течение 10 секунд перевести его в передовую.

Двадцать секунд. На замену игрока дается не более 20 секунд, вне зависимости от количества игроков, заменяемых в одной команде. Если при замене затрачено более 20 секунд, то команде засчитывается минутный перерыв.

Тридцать секунд. Команда, владеющая мячом, обязана в течение 30 секунд попытаться забросить его в корзину. Если в течение этого времени мяч вышел за пределы площадки и передается той же команде, то начинается новый 30-секундный отсчет. Простое прикосновение к мячу игроком другой команды не дает права на новый отсчет 30 секунд, так как нападающая команда продолжает контролировать мяч.

Начнем с правила 3-х секунд. Игрок не должен оставаться в ограниченной зоне команды соперников более трех секунд подряд в то время, когда его команда контролирует живой мяч в передовой зоне и игровые часы включены.

Исключение должно быть сделано игроку, который:

пытается покинуть ограниченную зону;

находится в ограниченной зоне в то время, когда он или его партнер находится в процессе броска и мяч покидает или уже покинул руку(-и) игрока при выполнении броска с игры;

ведёт мяч в ограниченной зоне с целью выполнить бросок с игры, находясь в ней менее 3-х секунд.

Следует обратить внимание на то, то игрок можете стоять в 3-хсекундной зоне, пока мяч не перешел на сторону команды соперника. Игорок может оставаться в зоне, в том случае, если партнером производится бросок по кольцу. Ну и чтобы выйти из зоны, нужно выйти обеими ногами (а не одной, как это зачастую бывает).

Правило 8-ми секунд. Каждый раз, когда:

игрок устанавливает контроль над живым мячом в своей тыловой зоне;

при вбрасывании мяч касается или мяча правильно касается любой из игроков в тыловой зоне и команда игрока, выполнявшего вбрасывание, продолжает контролировать мяч в своей тыловой зоне, эта команда должна перевести мяч в свою передовую зону в течение восьми 8-ми секунд.

Команда переводит мяч в свою передовую зону, когда:

мяч, который не контролирует никто из игроков, касается передовой зоны;

мяч касается или мяча правильно касается нападающий, который обеими ногами находится в контакте со своей передовой зоной;

мяч касается или мяча правильно касается защитник, который частью своего тела находится в контакте со своей тыловой зоной;

мяч касается судьи, который частью своего тела находится в передовой зоне команды, контролирующей мяч;

во время ведения из тыловой зоны в передовую мяч и обе ноги игрока, который его ведет, находятся в контакте с передовой зоной;

Отсчет восьми 8-ми секунд продолжается с любого оставшегося времени на момент остановки, когда той же команде, которая перед этим контролировала мяч, предоставляется вбрасывание в тыловой зоне в результате:

выхода мяча за пределы игровой площадки.

травмы игрока этой же команды.

ситуации спорного броска.

обоюдного фола.

компенсации одинаковых наказаний против обеих команд.

Главное, на что следует обращать внимание, это обе ноги должны перейти на сторону команды соперника, в противном случае последует потеря мяча.

Правило 24-х секунд. Обратимся к первоисточнику, изданному федерацией баскетбола (ФИБА):

Каждый раз, когда:

игрок устанавливает контроль над живым мячом на игровой площадке;

при вбрасывании мяч касается или мяча правильно касается любой из игроков на игровой площадке и команда игрока, выполнявшего вбрасывание, продолжает контролировать мяч, эта команда должна выполнить бросок с игры в течение двадцати четырех секунд.

мяч должен покинуть руку игрока прежде, чем прозвучит сигнал устройства 24-х секунд;

и после того, как мяч покинул руку игрока, он должен коснуться кольца или войти в корзину.

Когда бросок с игры выполняется непосредственно перед окончанием 24-хсекундного периода и сигнал устройства 24 секунд звучит в тот момент, когда мяч находится в воздухе, то:

если мяч входит в корзину, никакого нарушения не происходит, сигнал игнорируется и попадание засчитывается.

если мяч касается кольца, но не попадает в корзину, никакого нарушения не происходит, сигнал игнорируется и игра продолжается.

если мяч не касается кольца, происходит нарушение. Однако если команда соперников устанавливает немедленный и очевидный контроль над мячом, сигнал игнорируется и игра продолжается.

Все ограничения, которые связаны с помехой попаданию и помехой мячу при броске, должны учитываться.

Если судья останавливает игру:

при фоле или нарушении (но не при выходе мяча за пределы игровой площадки), совершенном командой, не контролировавшей мяч;

по любой другой причине, связанной с командой, не контролировавшей мяч;

по любой причине, не связанной ни с одной из команд, то право на владение мячом должно быть предоставлено той же команде, которая перед этим контролировала мяч.

В случае если вбрасывание проводится в тыловой зоне, показания на устройстве двадцати четырех секунд должны быть сброшены к 24 секундам. В случае если вбрасывание проводится в передовой зоне, показания на устройстве 24-х секунд должны быть установлены следующим образом:

если на момент остановки игры на устройстве 24-х секунд остается 14 секунд и более, то показания на устройстве не должны быть сброшены, а отсчет должен продолжаться со времени остановки;

если на момент остановки игры на устройстве двадцати четырех секунд остается тринадцать секунд и менее, то показания на устройстве должны быть сброшены к 14 секундам.

Однако если, по мнению судьи, команда соперников будет поставлена в невыгодное положение, отсчет 24-х секунд должен продолжаться со времени остановки.

Если происходит ошибочное звучание сигнала устройства 24 секунд звучит в момент, контроля одной из команд мяча или если ни одна из команд не контролирует мяч, сигнал игнорируется и игра продолжается.

Но если, по мнению судьи, команда, которая контролировала мяч, была поставлена в невыгодное положение, игра должна быть остановлена, показания времени на устройстве 24 секунд должны быть исправлены и мяч должен быть предоставлен этой же команде.

Правило 5-ти секунд. А это самое интересное правило, часто называемое "плотноопекаемый игрок". О нем практически не знает никто из игроков-любителей, оно не судится в рамках стритбольных турниров, а в США его вообще нет. Ниже приведем основные особенности данного правила.

Плотноопекаемый игрок, который держит живой мяч на игровой площадке, считается плотноопекаемым, когда соперник находится в активной защитной стойке на расстоянии не более одного метра. Плотноопекаемый игрок должен передать, бросить в корзину или повести мяч в течение пяти секунд.

Собственно, если в течении 5 секунд происходит плотная защита с игроком, а он не начал ведение - судья должен свистеть нарушение. Если игрок завершил ведение и соперник вновь приблизился вплотную к нему - опять нарушение (соответственно, по истечении 5 секунд).

shot-clock ) - правило, обязывающее атакующую команду совершить бросок по кольцу в течение 24 секунд. Отсчёт времени начинается с момента, когда команда овладевает мячом, и идёт только тогда, когда мяч находится в игре. Счётчик 24 секунд сбрасывается, если мяч коснется дужки кольца. После этого атаковавшая команда может совершить подбор в нападении и получить право на 14-секундное владение. При нарушении правила мяч переходит к защищавшейся команде.

Частные случаи применения

Если бросок совершается в момент истечения 24 секунд, бросающий игрок обязан выпустить мяч из рук до звука сирены об окончании времени на атаку. Затем:

  • если мяч попадает в кольцо, то бросок засчитывается;
  • если мяч не попадает в кольцо, но касается его, то игра продолжается;
  • если мяч не попадает в кольцо и не касается его, игра останавливается, а мяч переходит защищавшейся команде. Впрочем, судья может и не останавливать игру, если после броска защищавшаяся команда овладевает мячом без сопротивления.

В случае получения фола или нарушения (за исключением выхода мяча за пределы площадки) защищающейся командой или другой остановки игры, нападающая команда получает право на:

  • новое 24-секундное владение, если вбрасывание произойдет в зоне защит секунд владения;
  • новое 14-секундное владение, если осталось 13 или менее секунд владения.

История введения

В баскетболе не существовало никаких ограничений по времени на владение мячом вплоть до 1954 года. Из-за этого игра зачастую проходила в медленном темпе и омрачалась грубостью. Стоило одной команде повести в счете, как она начинала тянуть время: игроки, не приближаясь к кольцу, без конца водили мяч и передавали его друг другу, ожидая фола со стороны соперников и получения права на штрафные броски.

Ситуацию исправил Дэнни Байясон, владелец команды «Сиракьюс Нэшнлз », выступавшей в НБА . Вместе с генеральным менеджером клуба Лео Феррисом он разработал правило 24 секунд, призванное оживить игру. Байясон подсчитал, сколько бросков по кольцу совершали в среднем за матч обе команды на протяжении нескольких прошедших сезонов: получилось примерно 120 (совместными усилиями обоих соперников). Затем, он перевел в секунды чистое игровое время - 2880 секунд. Разделив эту цифру на 120, он получил 24 секунды и рассудил, что этого времени вполне достаточно для организованной атаки. В первый же сезон, как стали действовать новые правила, команды в среднем за матч стали набирать на 14 очков больше (прирост составил 18%). В матчах серии плей-офф, проходившей в 1954 году, лишь трём командам удалось превысить 100-очковый рубеж, а в 1955 году таких команд оказалось уже 18.

Совпадение это или нет, но новинка, разработанная Байясоном, сыграла на руку его команде. В том же сезоне, когда ввели правило 24 секунд, клуб «Сиракьюс Нэшнлз» выиграл чемпионат НБА в первый раз.