Организация учета доходов и расходов бюджетного учреждения (на примере мбу до дюсш "старт"). Особенности бухгалтерского учета в физкультурно - спортивных объединениях, организациях, спортивно - массовых подразделениях коммерческих предприятий Физкультурно


Важное значение имеет эффективная система учета в процессе спортивной тренировки. Получая своевременную, полную и точную информацию о ходе подготовки игроков и команды позволяет хорошо организовать учет. Учету подвергается весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий и выступления команд в соревнованиях, а также данные педагогического и медицинского контроля. Учет показателей спортивной тренировки дает возможность тренеру проверить правильность подбора и использования средств, методов и форм осуществления процесса спортивной подготовки, выявить более эффективный путь к повышению спортивного мастерства. Он позволяет следить за уровнями различных сторон подготовленности спортсменов, динамикой спортивных результатов, физическим развитием, состоянием здоровья и т.д. Анализ данных учета дает возможность не только контролировать, но и, активно вмешиваясь в учебно-тренировочный процесс, совершенствовать его. Важное значение имеет учет эффективности тренировочной работы в спортивном коллективе. Он является составной частью педагогического контроля за ходом учебно-тренировочного процесса. Применительно к воспитанию основное содержание учета - изучение показателей, характеризующих эффективность тренировочной работы в спортивном коллективе; анализ результатов этой работы за определенный период; выявление причин неудач, трудностей, недостатков. Учет осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, изучения письменных материалов и записей данных учета. Полученные данные группируются, обобщаются и сопоставляются с запланированными показателями тренировочной работы, на основе чего делаются выводы об уровне тренированности спортсмена. Эти выводы используются при дальнейшем планировании тренировочного процесса, проведении конкретных тренировочных мероприятий, а затем сообщаются спортсменам для активизации самовоспитания и закалки характера.

Эффективность учета заключается в его систематичности на всех этапах спортивной тренировки, в разносторонности изучения и оценки технических, тактических, умственных и волевых свойств личности спортсменов.

Учету показателей спортивной тренировки осуществляется в следующих формах.

Этапный учет осуществляется в начале и в конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым). Проводится для подведения итогов тренировочной работы за этап (месяц) или период подготовки. Он ведется по соответствующим разделам рабочих планов и дополняется данными педагогического контроля. Исходными данными для этапного учета являются данные текущего учета.

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами предварительного учета позволяет оценить эффективность учебно-тренировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдельных тренировочных занятий, в микро- и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин тренировочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния и подготовленности спортсменов, предполагает регистрацию посещаемости, отношение спортсменов к тренировкам и соревнованиям,; объем, интенсивность тренировочных нагрузок; качество усвоения пройденного материала; результатов соревнований, основных данных врачебного контроля.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, содержании и характере тренировки во время проведения занятий. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным процессом в ходе одного занятия.

Итоговый учет подводит итоги тренировочной работы и соревновательной деятельности за год или несколько лет. По результатам итогового учета составляется план работы на следующий период. Исходными данными для этого учета служат данные этапных отчетов. Их сравнивают с запланированными данными годового и перспективного планов.

Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протокол соревнований, личные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму. Каждый учащийся спортивной школы обязан вести дневник тренировки, в котором фиксируется дата, время и продолжительность занятий; его содержание, дозировка тренировочной нагрузки; спортивные результаты, показанные на соревнованиях. В дневнике записывается, как соблюдается режим, восстановительные мероприятия. В дневник вносятся результаты выполнения контрольных тестов. Данные врачебного контроля позволяет судить о динамике тренированности и оценивать, как воздействует применяемая система тренировки на здоровье спортсменов.

В дневнике спортсмена позволяет ответственнее относиться к процессу тренировки, участию в соревнованиях, советам тренера и врача. Регулярные записи помогают анализировать свои успехи и неудачи. Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

личные данные;

характеристика физической, технической, пс

ихологической и т.д. подготовленности;

перспективный план подготовки;

годовые задания по видам по

дготовки;

контрольные задания и результаты их выполнения;

результаты участия в соревнованиях;

записи по каждому заданию и соревнованию, сопровождаемые критическим анализом выполнения индивидуальных заданий, и запись данных контроля;

дневник тренера - документ, отражающий виды планирования и учета тренировочной работы. Основные разделы дневника тренера:

списочный состав команды и краткая характеристика каждого игрока;

анализ рабочих планов подготовки, замечания и выводы;

анализ результатов контрольных заданий;

анализ результатов участия в соревнованиях;

корректирование выполнения рабочих планов.

Учет результатов на тренировках. В процессе тренировки легче, чем в игре, учитывать результативность волейболисток. На тренировке может быть использовано дополнительное оборудование и частично исключена зависимость от партнеров и противника. Преимущество более точной оценки частичного результата на тренировке особенно ярко проявляется в области физической и технической подготовки. Поскольку приведенные тесты представляют собой не только одну из форм контроля результативности, но одновременно служат средством тренировки для улучшения двигательных навыков, то здесь необходима регулярная проверка не является дополнительной нагрузкой в работе тренера. Интервалы между этими проверками определяются в зависимости от резерва времени. Однако проверки должны проходить возможно чаще.

Учет результатов на соревнованиях. В ходе соревнований осуществляется учет по отдельным показателям значительно труднее, чем на тренировке. Использование вспомогательного оборудования исключено, отдельные составные части игры тесно сплетены, противники и партнеры оказывают сильное влияние на качество игры спортсмена. Во время игры можно проанализировать как результаты команды противника, так и результаты свой команды, а также результаты отдельных игроков. Основное правило здесь: чем меньше число игроков, за которыми ведется наблюдение, те лучше общий чет, и наоборот.

Результаты технико-тактических игровых действий учитывается по количеству и качественному уровню. Вся система оценки строится на эффективности техники, успехе в игре. При этом полностью учитывается тот факт, что успех не во всех случаях идентичен качеству исполнения. Если сравнивать полученные данные с результатами более сильного противника, то можно легче увидеть, какие элементы нуждаются в доработке.

С помощью математических методов на основе полученных данных игрового анализа можно вычислить фактор эффективности для каждого игрока и применительно к каждому техническому элементу, чтобы выявить фактическую результативность отдельного игрока в совокупных игровых показателях. Не смотря на достаточную убедительность дифференцированного анализа игры, нельзя не обратить внимание и на сложность его проведения. Для такого анализа требуется несколько наблюдателей, которые должны быть соответственно проинструктированы.

Организационно-методические указания по учету результативности.

Чтобы получить достоверные показатели при учете результативности, следует обращать внимание на ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тестов, так и для анализа игр.

1. Необходимо четко определить цель учета результативности.

2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Хороший тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом главное внимание он сосредотачивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации.

3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляторы, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.).

4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков.

5. Учет результативности следует проводить регулярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры.

6. Суждения о полученных результатах следует проверять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!).

7. Таким образом, в этой глав показала что такое контроль, необходим в учебно-тренировочном процессе, рассказала о требованиях к контролю в игровой и тренировочной деятельности. Прописала что необходимо учесть и проконтролировать тренеру в подготовке волейболистов, какие тесты можно провести на группе (можно внутри группы, а можно и на всей) для определения или повышения результативности в подготовке.

Спортивный инвентарь обычно закупается бюджетными учреждениями. Он нужен для подготовки спортсменов, проведения мероприятий. В статье 348.10 ТК РФ указано, что именно работодатель должен финансировать закупку оборудования. В пункте 4.1 Рекомендаций по спортивной инфраструктуре, установленных Приказом Министерства спорта №977 от 14 сентября 2010 года, указано, что спортивные объекты должны быть оснащены соответствующим оборудованием. То есть иногда закупка инвентаря – это не желание, а необходимость.

Нюансы приобретения спортивного оборудования

Размещение заказа на покупку оборудования может выполняться такими способами:

  • Организация конкурса или аукциона.
  • Без торгов.

К какой категории относится спортивный инвентарь

В пункте 38 Инструкции №157н, установленной Приказом №157н от 1 декабря 2010 года, указано, когда предметы относятся к . К ОС предметы относятся при наличии этих условий:

  • Срок полезной эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Назначаются для многократной работы.
  • Назначаются для исполнения работ или выполнения полномочий.

Практически все единицы спортивного оборудования отвечают этим условиям. Они эксплуатируются в течение длительного времени.

Бухгалтеру также нужно учитывать положения Классификатора (ОК 013-93), установленного Постановлением №359 от 26 декабря 1994 года. В рамках Классификатора спортивное оборудование входит в раздел «Инвентарь». Код инвентаря –163693000.

ВАЖНО! К ОС нельзя отнести оборудование со сроком эксплуатации меньше 12 месяцев, которое находится в пути или входит в структуру незавершенных вложений. При этом не учитывается стоимость инвентаря.

ВНИМАНИЕ! Если срок эксплуатации составляет меньше 12 месяцев, предметы относятся к запасам. Но это исключительные случаи. Обычно инвентарь относится именно к ОС. Учет осуществляется соответствующим образом.

Поступление спортивного оборудования

В пункте 46 Инструкции №157н указано, что каждому объекту должен быть присвоен индивидуальный номер. Исключение – объекты стоимостью до 3 000 рублей. Номер используется в маркировке. Он обозначается финансово ответственным специалистом. Номер сохраняется за объектом на протяжении всего периода эксплуатации. Если оборудование выбыло, то номер, ранее ему присвоенный, не может применяться в дальнейшем.

ВНИМАНИЕ! Инвентарный номер используется для маркировки. То есть он наносится на сам объект. Если это невозможно, то номер будет использоваться только в целях бухучета. Он должен быть отражен в регистрах бухучета.

Документальное сопровождение и формирование начальной стоимости

Принятие к учету поступившего оборудования подтверждается этими бумагами:

  • Акт о приеме-передаче ОС.
  • Акт, относящийся к группам ОС.

Спортивное оборудование считается нефинансовым активом. Поэтому оно принимается к учету структурами, на основании пунктов 22 и 23 Инструкции №157н, по начальной стоимости. Начальная стоимость – это сумма реальных вкладов в приобретение с учетом .

При определении начальной стоимости учитываются эти расходы:

  • Деньги, выплачиваемые по соглашению с поставщиком.
  • Деньги, уплачиваемые за создание оборудования на основании соглашения о подряде.
  • Плата за консультацию, сопровождающую покупку инвентаря.
  • Сборы за регистрацию, пошлины и прочие обязательные платежи.
  • Вознаграждение посреднику, который помогал купить инвентарь.
  • Расходы по транспортировке оборудования до места его эксплуатации.
  • Прочие расходы, связанные с покупкой.

Соответствующие положения содержатся в пункте 47 Инструкции №157н.

Предоставление в эксплуатацию

В пункте 10 Инструкции №183н и пункте 8 Инструкции №162н указано, что оборудование предоставляется в эксплуатацию на базе документов. Это следующие бумаги:

  • Стоимость инвентаря до 3 000 рублей – ведомость выдачи ценностей для нужд субъекта.
  • Стоимость от 3 000 рублей – требование-накладная.

Перемещение инвентаря внутри учреждения выполняется на базе накладной.

Списание оборудования с учета

Выбытие осуществляется на базе решения комиссии. Подтверждается первичной документацией. В частности, это акт о списании объекта ОС.

Инвентарь до утверждения актов не может разбираться и демонтироваться. Выбытие фиксируется в бухучете по завершении всех процедур по демонтажу. Вместе со списанием объекта с балансового учета списываются и амортизационные отчисления.

Особенности начисления амортизации

В пункте 85 Инструкции №157н указано, что расчет годовой выполняется субъектом, учитывающим спортивный инвентарь. Амортизация будет начисляться каждый месяц на протяжении всего года. Начисление ее не останавливается. Исключение – консервация инвентаря на срок более 3 месяцев.

Амортизация на основании пункта 92 Инструкции №157н будет начисляться в этом порядке:

  • Стоимость больше 40 000 рублей – на основании норм амортизации, которые были установлены учреждением.
  • Стоимость больше 3 000 рублей – амортизация не начисляется.
  • Стоимость 3 000-40 000 рублей – 100% от балансовой стоимости при направлении инвентаря в эксплуатацию.

Срок полезной эксплуатации оборудования устанавливается по максимальному сроку для конкретной амортизационной категории. Срок использования спортивного оборудования составляет 3 года.

Бухучет

Спортивное оборудование учитывается следующим образом:

  • Казенное учреждение. Для учета используется счет 010136000 (пункт 5 Инструкции №162н). Амортизация будет учитываться на счете 010436000.
  • Бюджетное учреждение. Для учета используется счет 010126000. Амортизация будет учитываться на счете 010426000.

В приказе Минспорттуризма №1436 от 28 декабря 2010 года указано, что спортивное оборудование будет относиться к особо ценным объектам в том случае, если его балансовая стоимость составляет больше 200 000 рублей.

Используемые проводки

В бюджетных образовательных учреждениях используются эти проводки:

  • ДТ410631310 КТ430231730. Поступление инвентаря.
  • ДТ410631310 КТ430226730. Фиксация трат по сборке оборудования.
  • ДТ430226830 КТ420111610. Оплата услуг по сборке объектов.
  • ДТ430231830 КТ420111610. Расчет с поставщиком, который занимался поставкой инвентаря.
  • ДТ410136310 КТ410631310. Принятие к учету оборудования.
  • ДТ440120271 КТ410436410. Начисление амортизации.

Инвентарь закупается не только бюджетным учреждением. Коммерческая фирма, к примеру, может покупать спортивное оборудование для последующего предоставления его в прокат. В этом случае оно также входит в состав ОС в статусе доходных вкладов в материальные ценности. Используемые проводки будут следующими:

  • ДТ08/4 КТ60. Принятие к учету оборудования, купленного под прокат.
  • ДТ03 КТ08/4. Оборудование введено в работу.
  • ДТ20 КТ02. Начисление амортизации.

Первичкой будут являться отгрузочные документы, различные акты. Данные по записям и первичке должны совпадать. Нужно это для успешного прохождения проверок и для предупреждения путаницы.

Качество тренировочного процесса и спортивной подготовки спортсменов во многом зависит от их обеспеченности необходимым инвентарем и специальной одеждой (экипировкой). По многим видам спорта результаты спортсменов напрямую зависят от качества их экипировки, которая является одной из основных статей расходов учреждений. В консультации рассмотрим, в каком порядке, за счет какого финансирования осуществляется обеспечение спортивной экипировкой и инвентарем спортсменов и как данные операции отражаются в бухгалтерском учете учреждений.

Обязанность обеспечения спортивной экипировкой и инвентарем

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждений спорта и указывающими на необходимость обеспечения спортивной экипировкой и инвентарем, являются:

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ );
– Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные Приказом Минспорта РФ от 24.10.2012 № 325 (далее – Методические рекомендации № 325 );
– Порядок материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минспорттуризма РФ от 27.05.2010 № 525 (далее – Порядок № 525 );
– Федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта;
– другие документы.

Учреждение, осуществляющее спортивную подготовку лиц, обязано организовать их материально-техническое обеспечение, в том числе спортивной экипировкой, оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки, за счет средств, выделенных организации на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке, либо средств, получаемых по договору оказания услуг по спортивной подготовке (пп. 7 п. 2 ст. 34.3 Федерального закона № 329-ФЗ , п. 8 Методических рекомендаций № 325 ).

Разберемся с терминологией.

Спортивная экипировка – индивидуальный набор предметов, обеспечивающих безопасность спортсмена (согласно правилам) при занятиях каким-либо видом спорта, а также его идентификацию с соответствующей командой. Экипировка включает в себя средства индивидуальной защиты спортсмена, спортивную форму и обувь.

Спортивный инвентарь – предметы и приспособления, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности во время занятий различными видами спорта. Инвентарь включает в себя предметы, с помощью которых осуществляется спортивный процесс (тренировочный или соревновательный): лыжи, мячи, шайбы, клюшки и пр.

Согласно п. 2.1 Порядка № 525 обеспечению спортивным оборудованием и инвентарем, спортивной экипировкой подлежат спортсмены и персонал спортсменов, являющиеся членами спортивной сборной команды.

Общее руководство этим вопросом осуществляет ФГУ «ЦСП» . В целях обеспечения материально-техническими средствами спортивных сборных команд оно должно (п. 2.2 Порядка № 525 ):

– направить в установленные сроки запрос в общероссийские спортивные федерации по видам спорта, формирующие состав членов спортивных сборных команд, о предоставлении не позднее 1 сентября заявок на закупку необходимых материально-технических средств для обеспечения членов спортивных сборных команд на планируемый год;
– на основании представленных заявок общероссийских спортивных федераций сформировать сводную заявку, включая перечень материально-технических средств, условия обеспечения данными материально-техническими средствами спортивных сборных команд, а также их эксплуатации и списания;
– направить сводную заявку в Минспорт для определения объемов финансирования по обеспечению материально-техническими средствами спортивных сборных команд на планируемый год;
– согласно доведенным объемам финансирования на обеспечение материально-техническими средствами спортивных сборных команд в соответствии с законодательством РФ определить поставщика на поставку материально-технических средств по согласованию с Минспорта и заключить соответствующие государственные контракты;
– в соответствии с государственными контрактами на поставку материально-технических средств, заключенными с организациями-поставщиками, подписать документы, подтверждающие поставку материально-технических средств, и принять их на учет;
– заключить договор материальной ответственности с работниками ФГУ «ЦСП» (членами спортивной сборной команды) и выдать закупленные материально-технические средства для обеспечения учебно-тренировочного процесса и участия в международных спортивных соревнованиях в соответствии с нормами и сроками их эксплуатации;
– осуществлять учет и выдачу материально-технических средств в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности;
– нести ответственность за организацию хранения, использования, выдачи и учета закупленных материально-технических средств;
– вести оперативный контроль использования закупленных материально-технических средств спортивными сборными командами, в том числе во время участия в международных спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах.

Помимо названного на необходимость материально-технического обеспечения спортсменов указывает ст. 348.10 ТК РФ . В силу положений данной статьи работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами. Кроме того, работодатель должен поддерживать поименованные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования.

Порядок обеспечения работников материально-техническими средствами должен быть определен в локальном нормативном акте работодателя. В этом документе также следует указать, что работники должны бережно относиться к полученным от работодателя спортивной экипировке, спортивному оборудованию и инвентарю, другим материально-техническим средствам, обязательно применять их во время работы и своевременно ставить работодателя в известность о необходимости химчистки, стирки, ремонта, за­мены.

Сроки использования всех перечисленных материально-технических средств исчисляются со дня их фактической выдачи спорт­сменам.

Если по не зависящим от работника причинам экипировка, оборудование и другие материально-технические средства пришли в негодность до окончания установленных сроков либо подверглись порче в местах, которые отведены для их хранения, или похищены оттуда, работодатель обязан отремонтировать их либо выдать работникам исправные средства.

Нормирование материального обеспечения спортсменов и учащихся

Нормы выдачи спортсменам и учащимся спортивной экипировки и инвентаря закреплены в законодательстве. В организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ по различным видам спорта, следует руководствоваться федеральными стандартами спортивной подготовки. Для большинства видов спорта они уже разработаны и утверждены, для некоторых – находятся в разработке.

Приказом Госкомспорта РФ от 03.03.2004 № 190/л утвержден Табель обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования спортивных школ (СДЮШОР, ДЮСШ, ШВСМ) . В приложение к нему разработаны Методические рекомендации «Об обеспечении участников образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» (далее – Рекомендации № 190/л ). Эти документы являются обязательными для использования всеми государственными (муниципальными) учреждениями физической культуры и спорта. Для негосударственных учреждений данный документ носит рекомендательный характер. В названном приказе имеются ссылки на документы, которые утратили свою силу. Таким образом, им следует руководствоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно п. 2.1 Рекомендаций № 190/л планирование расходов и приобретение предметов спортивной экипировки осуществляется учреждениями в соответствии с примерным перечнем обеспечения учащихся, тренеров-преподавателей и других участников спортивно-образовательного процесса спортивной одеждой, обувью и спортивным инвентарем.

Предметы спортивной экипировки могут приобретаться за счет как бюджетных, так и внебюджетных источников финансирования (п. 2.2Рекомендаций № 190/л ).

Спортивная экипировка делится на две категории (п. 3.1 Рекомендаций № 190/л ):

– спортивная одежда и обувь общего назначения, предназначенная для спортсменов, тренеров, учащихся, студентов и преподавателей независимо от их спортивной специализации. Эти предметы должны использоваться в период проведения занятий по общей физической подготовке и при участии в церемониях открытия и закрытия соревнований;
– спортивная экипировка специального назначения. Она предназначена для использования в период специальной физической подготовки участников образовательного процесса и для выступления их в соревнованиях.

Выдача спортивной экипировки

Спортивная экипировка в индивидуальное пользование выдается (п. 3.2 Рекомендаций № 190/л ):

– спортсменам, проходящим подготовку в соответствующих группах согласно уровню их квалификации;
– учащимся спортивных школ и клубов физической подготовки всех типов и видов;
– студентам учреждений среднего и высшего профессионального образования, готовящим кадры специалистов для физической культуры и спорта;
– тренерам-преподавателям, преподавателям физической культуры, руководителям физического воспитания.

В силу п. 3.3 Рекомендаций № 190/л решение о выдаче в индивидуальное или коллективное пользование тех или иных предметов спортивной экипировки (в зависимости от фактического наличия предметов) и сроках их возврата принимает руководитель учреждения по представлению ответственных специалистов. Для этого в каждом учреждении должен быть издан приказ, где поименованы должностные лица, которые вправе подавать на склад требования с указанием предметов спортивной экипировки и резолюцией руководителя учреждения.

По правилам бухгалтерского учета все выдаваемые в пользование изделия должны быть промаркированы штампом учреждения. Для соблюдения требований о маркировке предметов спортивной экипировки рекомендуется использовать современные формы отличия – логотипы учреждений.

Фактическая выдача предметов спортивной экипировки должна быть зафиксирована в документах складского учета с указанием даты выдачи, основания для выдачи, фамилии получателя, подписи в получении. В случае выдачи предметов спортивной экипировки тренеру или другому ответственному лицу для последующей выдачи членам команды составляется ведомость, в которой расписываются лица, получившие имущество в индивидуальное пользование. Аналогичные записи осуществляются при возврате имущества (п. 3.4 Рекомендаций № 190/л ).

По истечении сроков эксплуатации в связи с выбытием из организации или длительными (свыше трех месяцев) перерывами в учебно-тренировочной деятельности лица, получившие спортивную экипировку в пользование, обязаны ее возвратить выдавшей организации (п. 3.5Рекомендаций № 190/л ).

Сроки эксплуатации спортивной экипировки установлены в перечнях обеспечения (в годах). Они зависят от режима учебно-тренировочного процесса, уровня подготовки и исчисляются с момента фактической выдачи в пользование. Установленные сроки эксплуатации могут изменяться в случае непреднамеренного повреждения спортивной экипировки в результате тренировочной или соревновательной деятельности, не позволяющего ее дальнейшую эксплуатацию (п. 3.6 Рекомендаций № 190/л ).

В соответствии с п. 3.7 Рекомендаций № 190/л степень износа предметов спортивной экипировки, предложения об их дальнейшей эксплуатации, реализации по оценочной стоимости, передаче в собственность лицам, в чьем пользовании они находились в период эксплуатации, или о списании определяет постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Списание оформляется актом о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Согласно п. 3.8 Рекомендаций № 190/л спортивная одежда, обувь, аксессуары и инвентарь по истечении сроков эксплуатации или изменения условий эксплуатации могут быть реализованы или переданы в собственность спортсменам, тренерам и другим участникам спортивно-образовательного процесса. С оценочной стоимости безвозмездно переданного в собственность имущества должен быть удержан НДФЛ по ставке 13% (ст. 211 НК РФ ).

Обратите внимание: операции по выдаче и возврату спортивной экипировки несовершеннолетними спортсменами осуществляются с согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 3.9 Рекомендаций № 190/л ).

Бухгалтерский учет спортивной экипировки и инвентаря

В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н спортивная одежда и обувь подлежат учету в составе материальных запасов и отражаются насчетах 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

Спортивный инвентарь в зависимости от своего предназначения и решения комиссии по поступлению и выбытию активов может быть принят к учету как в составе материальных запасов и учитываться на счетах 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», так и в составе основных средств и учитываться на счетах 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 36 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

Спортивный инвентарь принимается к учету в состав основных средств по сформированной первоначальной стоимости. Принятие к бухгалтерскому учету спортивной одежды и обуви осуществляется по фактической стоимости.

Первоначальная стоимость основных средств и фактическая стоимость материальных запасов формируются из (п. 47 и 102 Инструкции № 157н ):

– сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
– сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с их приобретением;
– таможенных пошлин и иных платежей, связанных с их приобретением;
– вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, согласно условиям договора;
– сумм, уплачиваемых за доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки. Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы на их доставку (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
– иных платежей, непосредственно связанных с приобретением материальных запасов.

Поступление и внутреннее перемещение спортивной экипировки и инвентаря оформляется первичными документами:

– товарно-сопроводительными документами от поставщика;
– актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
– актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
– актом о приемке материалов (ф. 0315004);
– накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);
– требованием-накладной (ф. 0315006);
– ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
– иными первичными документами.

Расходы на приобретение спортивной экипировки и инвентаря в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации , утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н , будут осуществляться за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» или статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

При принятии к учету спортивного инвентаря в качестве основных средств необходимо определиться с начислением на него амортизации и руководствоваться при этом п. 92 Инструкции № 157н .

В бухгалтерском учете поступление и принятие к учету спортивного инвентаря, а также начисление амортизации в зависимости от типа учреждения будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н )

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н )

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н )

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Принятие к учету вложений в ОС при приобретении у поставщика

1 302 31 730
1 208 31 660

0 302 31 730
0 208 31 660

0 302 31 000
0 208 31 000

Принятие к учету спортивного инвентаря в состав ОС

0 101 26 310
0 101 36 310

0 101 26 000
0 101 36 000

Начисление амортизации на спортивный инвентарь

0 401 20 271
0 109 60 271

0 104 26 410
0 104 36 410

0 401 20 271
0 109 60 271

0 104 26 000
0 104 36 000

Приобретение и выдача спортивной экипировки будут отражаться в бухгалтерском учете таким образом:

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Приобретение спортивной экипировки у поставщика

1 302 34 730
1 208 34 660

0 105 26 340
0 105 36 340

0 302 34 730
0 208 34 660

0 105 26 000
0 105 36 000

0 302 34 000
0 208 34 000

Передача спортивной экипировки со склада в пользование спортсменам (от МОЛ 1 к МОЛ 2)

0 105 26 340
0 105 36 340

0 105 26 340
0 105 36 340

0 105 26 000
0 105 36 000

0 105 26 000
0 105 36 000

Списание спортивной экипировки

0 401 20 272
0 109 60 272*

0 105 26 440
0 105 36 440

0 401 20 272
0 109 60 272*

0 105 26 000
0 105 36 000

* Так как обеспечение спортивной экипировкой спортсменов осуществляется в рамках основного вида деятельности – оказания услуги по спортивной подготовке, ее списание следует относить на себестоимость данной услуги.

Рассмотрим на примере бухгалтерский учет операций по приобретению, выдаче и списанию спортивной экипировки.

Пример.

Государственное бюджетное учреждение СДЮШОР, осуществляющее подготовку спортсменов по велосипедному спорту, приобрело за счет субсидии на выполнение государственного задания 10 велосипедов гоночных шоссейных (стоимостью 30 000 руб. за штуку) и 10 пар велотуфель (по цене 3 500 руб. каждая пара). Оплата поставщику произведена с лицевого счета учреждения. В соответствии с Рекомендациями № 190/л срок эксплуатации велосипедов – 2 года. Согласно учетной политике учреждения велосипеды принимаются к учету в составе основных средств, велотуфли – в составе материальных запасов. Пять пар велообуви выданы в пользование спортсменам, которые сдали пришедшую в негодность старую обувь. Старая обувь числится в учете на сумму 15 000 руб. Комиссией по поступлению и выбытию активов принято решение о списании пришедшей в негодность обуви и отнесении этой операции на финансовый результат текущего финансового года.

Данные факты хозяйственной жизни учреждения будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приобретены велосипеды у поставщика
(30 000 руб. х 10 шт.)

Произведена плата поставщику за велосипеды

Приняты к учету велосипеды в составе ОС иного движимого имущества

Приобретена у поставщика велообувь
(3 500 руб. х 10 шт.)

Произведена оплата поставщику вело­обуви

Выдана новая обувь спортсменам

4 105 36 340
(спортсмены)

4 105 36 340
(склад)

Сдана спортсменами старая обувь на склад

4 105 36 340
(склад)

4 105 36 340(спортсмены)

Списана пришедшая в негодность обувь

В настоящей консультации рассмотрены особенности обеспечения спортивным инвентарем и экипировкой спортсменов, осуществляющих спортивную подготовку в государственных муниципальных учреждениях. Учреждения обязаны снабдить спортсменов всем необходимым. Однако это снабжение не может быть «бесконтрольным», учреждения обязаны соблюдать установленные законодательством нормы. В бухгалтерском учете спортивный инвентарь и спортивную экипировку необходимо отражать в составе либо основных средств, либо материальных запасов.

"Консультант Бухгалтера", N 12, 1999

Правовые основы деятельности спортивных организаций. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно - спортивных организаций установлены Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте" (далее - Закон N 80-ФЗ).

Обращаем внимание читателей на то, что со вступлением в силу указанного Закона Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. N 4868-1 утрачивают силу (ст.43 Закона N 80-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Закона N 80-ФЗ физическая культура является составной частью культуры, областью социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. В свою очередь, составной частью физической культуры является спорт, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Закон N 80-ФЗ определяет систему физической культуры и спорта в Российской Федерации как совокупность государственных и общественных организаций, целью деятельности которых является физическое воспитание населения и развитие спорта.

К физкультурно - спортивным объединениям, создаваемым и действующим в Российской Федерации (в том числе и с участием государства), относятся:

  • физкультурно - спортивные общества профессиональных союзов;
  • физкультурно - спортивные общества органов государственной власти;
  • федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта).

Закон N 80-ФЗ определяет физкультурно - спортивное объединение как общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

В соответствии с Законом N 80-ФЗ образование, регистрация, реорганизация и (или) ликвидация физкультурно - спортивных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Физкультурно - спортивное объединение действует на основании устава, в котором должны быть освещены основные задачи, функции, структура объединения, а также раскрыты вопросы:

  • членства;
  • избрания органов управления;
  • хозяйственной деятельности;
  • финансирования;
  • социальной защиты спортсменов и работников физической культуры и спорта.

В качестве одной из организационно - правовых форм физкультурно - спортивного объединения Закон N 80-ФЗ называет физкультурно - спортивную организацию, создаваемую на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно - оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей.

Физкультурно - спортивные организации - клубы (физкультурно - оздоровительные, спортивные, спортивно - технические) и коллективы физической культуры могут иметь любую организационно - правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и коллективами физической культуры, являются:

  • организация физкультурно - оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами;
  • подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации.

Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер.

Таким образом, из положений Закона N 80-ФЗ следует, что в общем случае физкультурно - спортивные организации (спортивные клубы и коллективы физической культуры) - это организации некоммерческие. Напомним, что в соответствии с ГК РФ некоммерческой считается та организация, которая не ставит извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Вместе с тем Закон N 80-ФЗ не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

Предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей, характеризует спорт профессиональный.

В соответствии со ст.24 Закона N 80-ФЗ организационная структура профессионального спорта определяется спецификой каждого вида спорта. Так, она может состоять из:

  • профессиональных спортивных лиг;
  • ассоциаций, союзов, входящих в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта;
  • профессиональных спортивных клубов;
  • спортивных команд и спортсменов - профессионалов, заключающих контракты в установленном порядке с указанными профессиональными физкультурно - спортивными объединениями.

В рамках данной статьи рассмотрим основные принципы организации бухгалтерского учета и проблемы налогообложения в физкультурно - спортивных организациях (в том числе и в организациях профессионального спорта), а также в организациях физкультуры и спорта, не являющихся самостоятельными, т.е. состоящих на балансе других коммерческих предприятий.

Лицензирование

Прежде всего отметим, что деятельность организаций (за исключением государственных) и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг подлежит обязательному лицензированию на основании ст.17 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Заметим, что, устанавливая требование обязательного лицензирования, Закон N 158-ФЗ не делает различия между самостоятельными спортивными организациями и организациями, состоящими на балансе других предприятий.

Статьей 37 Закона N 80-ФЗ установлено, что лицензирование видов деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того, лицензирование отдельных видов деятельности в области физической культуры и спорта могут осуществлять также органы исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта.

Из положений Закона N 158-ФЗ следует, что лицензирование конкретного вида деятельности должно осуществляться на основании указанного Федерального закона и соответствующего положения о лицензировании. Однако следует отметить, что в настоящее время такого положения в отношении деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных услуг не существует.

В связи с этим конкретный порядок лицензирования определяется на основании Закона о лицензировании местными органами власти. В частности, в г. Москве лицензирование рассматриваемых видов деятельности осуществляется в соответствии с Временным порядком лицензирования деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг в г. Москве, утвержденным Распоряжением мэра г. Москвы от 22 марта 1999 г. N 227-РМ. Указанный Порядок утвержден на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих порядок лицензирования рассматриваемых видов деятельности.

В соответствии с упомянутым Распоряжением мэра г. Москвы с 1 июля 1999 г. на территории г. Москвы запрещается осуществление деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг без лицензии.

В соответствии с п.1.3 Временного порядка деятельность по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, подлежащая лицензированию, включает:

  • организацию и проведение индивидуальных занятий, а также занятий в учебных группах, школах, клубах, командах, секциях по видам спорта (в том числе боевые искусства и восточные единоборства);
  • организацию и проведение занятий физической культурой и спортом индивидуально, в учебных группах, школах и клубах, реабилитационных и восстановительно - оздоровительных физкультурных центрах (в том числе услуги спортивно - оздоровительных бань и саун);
  • проведение медико - восстановительных и методических консультаций, тестирования;
  • разработку и выдачу рекомендаций, программ, комплексов для занятий спортом;
  • предоставление объектов физической культуры и спорта для населения, в том числе услуг тренажерных залов;
  • предоставление услуг по проведению спортивного и оздоровительного массажа.

Не требуется получение лицензии на осуществление:

  • деятельности по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, осуществляемой в рамках утвержденного в установленном порядке учебного плана образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • деятельности, связанной с предоставлением услуг по проведению массажа и занятий лечебной физкультурой, иных физкультурно - оздоровительных услуг, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в которой указано право предоставления перечисленных услуг;
  • деятельности по реабилитации инвалидов, осуществляемой организациями, имеющими соответствующую лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Кроме того, не подлежит лицензированию деятельность по оказанию физкультурно - оздоровительных и спортивных услуг, осуществляемая государственными организациями, то есть юридическими лицами, имущество которых полностью находится в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и закреплено за указанными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии, выдача и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляются на платной основе.

Временным порядком предусмотрены следующие размеры платы за рассмотрение заявления и размера лицензионного сбора:

  • за рассмотрение заявления - трехкратный размер установленной законом минимальной месячной оплаты труда;
  • за выдачу лицензии - десятикратный размер установленной законом минимальной месячной оплаты труда (лицензионный сбор);
  • при переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, - одна десятая установленной законом минимальной месячной оплаты труда.

Физкультурно - спортивные организации Источники финансирования

В соответствии со ст.31 Закона N 82-ФЗ в общем случае имущество общественного объединения, которым согласно Закону N 80-ФЗ и является физкультурно - спортивная организация, формируется на основе:

  • вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;
  • добровольных взносов и пожертвований;
  • поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  • доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  • гражданско - правовых сделок;
  • внешнеэкономической деятельности общественного объединения;
  • других не запрещенных законом поступлений.

Закон N 80-ФЗ (п.6 ст.8) называет следующие формы финансирования физкультурно - спортивных объединений, в том числе спортивных клубов и коллективов физической культуры:

  • финансовая поддержка со стороны организаций и спонсоров (в соответствии с их уставами);
  • пожертвования граждан;
  • часть доходов от проведения спортивных лотерей;
  • часть доходов от проведения соревнований;
  • доходы от предпринимательской деятельности.

Что касается физкультурно - спортивных объединений, являющихся исполнителями отдельных разделов федеральных программ развития физической культуры и спорта, то они имеют право на получение финансовой и иной государственной поддержки за счет средств, предусмотренных для этих целей федеральным бюджетом, и на основе договоров со специально уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

При этом Законом N 80-ФЗ оговорено, что в компетенции органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта находится финансирование:

  • научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
  • содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;
  • подготовки, в том числе научно - медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях.

Кроме того, в рамках осуществления основных видов деятельности (организация физкультурно - оздоровительной работы с гражданами и подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации) физкультурно - спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. N 156 (далее - Инструкция N 156). В соответствии с п.9 Инструкции N 156 в платные услуги физической культуры и спорта включаются:

  • стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно - зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;
  • стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;
  • плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуг по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;
  • плата населения за пользование спортивно - технологическим оборудованием, тренажерами, инвентарем, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений (бани, сауна, присмотр за детьми, приведение в порядок одежды, физиотерапевтические процедуры, массаж, водотермические процедуры).

Для организаций профессионального спорта, деятельность которых расценивается Законом N 80-ФЗ как предпринимательская, наряду с вышеперечисленными источниками финансирования характерно получение дохода от "продажи" игроков. Поскольку в качестве основной цели деятельности профессиональных спортивных организаций Закон N 80-ФЗ называет удовлетворение интересов самих организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей, можно утверждать, что такая деятельность предусматривает экономическую эффективность и высокую информационно - развлекательную ценность спортивных мероприятий.

Организация бухгалтерского учета в физкультурно - спортивных организациях

Напомним, что в соответствии с Законом N 80-ФЗ в общем случае физкультурно - спортивная организация - это организация некоммерческая. Основным счетом для учета поступивших и израсходованных организацией средств является счет 96 "Целевые финансирование и поступления". По кредиту этого счета в корреспонденции со счетами учета денежных средств или счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" отражается поступление средств целевого финансирования:

дебет счета 51 "Расчетный счет" (50 "Касса", 76) кредит счета 96 - на сумму средств целевого финансирования (спонсорские и благотворительные взносы, членские взносы).

В дебет счета 96 с кредита соответствующих счетов списываются суммы, израсходованные на те или иные мероприятия, связанные с непредпринимательской деятельностью.

Как уже отмечалось ранее, некоммерческая физкультурно - спортивная организация наряду со своей основной деятельностью может осуществлять и предпринимательскую деятельность.

В соответствии с п.2.12 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами. Поэтому возникает необходимость организации раздельного учета доходов и расходов от предпринимательской и непредпринимательской деятельности.

Обращаем внимание на то, что при проведении мероприятий, носящих коммерческий характер, включение в состав расходов по предпринимательской деятельности расходов по основной деятельности является недопустимым. Так, в состав расходов по проведению мероприятия, осуществляемого в рамках предпринимательской деятельности, не могут быть включены суммы оплаты труда штатных работников управления (даже если они принимали непосредственное участие в подготовке мероприятия), расходы по аренде помещения правления и т.п. Это подтверждается Постановлением ВАС РФ от 19 декабря 1994 г. N К4-Н-7/2501.

Учет расходов, связанных с осуществлением спортивной организацией предпринимательской деятельности, ведется в порядке, предусмотренном для коммерческих предприятий:

дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и т.д. кредит счетов 10 "Материалы", 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 и т.д.

Обязательной расчетной формой при проведении физкультурно - спортивными организациями платных мероприятий являются билеты.

Затраты организации спорта по изготовлению (приобретению) бланков билетов составляют их покупную стоимость и учитываются на счете 10 следующим образом:

дебет счета 10 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (76) - на сумму расходов, связанных с изготовлением (приобретением) бланков билетов. В данном случае предпочтительнее использовать счет 60, поскольку отношения спортивных организаций с типографиями носят, как правило, постоянный характер и основаны на заключенных договорах.

Выдача билетов под отчет кассиру сопровождается проводкой:

дебет счета 20 кредит счета 10 - на сумму фактической стоимости выданных билетов.

Одновременно выданные билеты зачисляются на забалансовый учет по своей номинальной стоимости:

дебет счета 006 "Бланки строгой отчетности" - на сумму номинальной стоимости выданных билетов.

На сумму выручки, полученной от реализации билетов, оформляется проводка:

дебет счета 50 кредит счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Со счета 20 фактическая стоимость бланков билетов в составе расходов, связанных с проведением мероприятия, списывается на счет 46 вне зависимости от поступления средств от реализации билетов:

дебет счета 46 кредит счета 20.

В соответствии с п.11 ст.33 Закона N 80-ФЗ регулирование цен за посещение спортивных соревнований, продажу абонементов гражданам за пользование спортивными сооружениями может находиться в компетенции органов местного самоуправления.

Особенности оплаты труда работников физкультурно - спортивных организаций

В соответствии со ст.27 Закона N 80-ФЗ работниками физкультурно - спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно - оздоровительной и спортивно - педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию.

Квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ, устанавливаются работникам физкультурно - спортивных организаций в зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки.

Учет труда и заработной платы работников физкультурно - спортивных организаций независимо от их организационно - правовых форм собственности, подведомственных ГКФТ России, ЦС ФСО профсоюзов "Россия", РК ФСО "Юность России", АО "ЦСТЭ - ИНТУР Центральный Совет по туризму" регулируется Отраслевым тарифным соглашением по физической культуре, спорту и туризму от 29 июня 1998 г. N 377 (далее - Отраслевое тарифное соглашение).

Отраслевое тарифное соглашение является основой для заключения региональных соглашений и коллективных договоров.

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением организации отрасли, основанные на праве хозяйственного ведения, определяют самостоятельно вид, формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников и фиксируют их в коллективных договорах или положениях, согласованных с соответствующим профсоюзным органом.

При заключении срочных индивидуальных трудовых договоров (контрактов) с тренерами и спортсменами условия оплаты их труда устанавливаются по согласованию сторон, но не ниже определенных государством гарантий.

Конкретные формы социально - бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации устанавливаются коллективными договорами организаций с учетом местных условий и финансовых возможностей каждой конкретной организации.

Работодатели при наличии финансовых средств и возможностей могут предусматривать в коллективных договорах различные дополнительные выплаты социального характера работникам, в том числе:

  • единовременные выплаты работникам за длительную и безупречную работу в одной организации;
  • увеличение размера надбавки к заработной плате работникам, удостоенным почетного звания "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный мастер спорта";
  • надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию работникам в зависимости от стажа работы и трудового вклада, а также взносы на дополнительное пенсионное обеспечение;
  • взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по оплате учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам;
  • оплату (полную, частичную) путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии и путешествия, включая оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно;
  • оплату абонементов в группах здоровья, занятий в спортивных секциях;
  • возмещения платы родителей за детей, содержащихся в дошкольных учреждениях;
  • дополнительное выходное пособие при прекращении трудового договора, а также уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;
  • страховые платежи (взносы) по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников;
  • расходы по возмещению стоимости питания;
  • оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования или специальными маршрутами;
  • материальную помощь;
  • расходы на погашение ссуд, предоставляемых работникам для первоначального взноса, или частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство;
  • предоставление по просьбе работника оплачиваемого отпуска (не в счет ежегодного отпуска) продолжительностью до 3 рабочих дней в случаях собственной свадьбы, свадьбы его детей, рождения ребенка, смерти близких родственников;
  • установление пониженных норм выработки работникам за два года до их выхода на пенсию.

Начисление сумм оплаты труда работникам спортивных организаций отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

дебет счета 96 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - в некоммерческих спортивных организациях;

дебет счета 20 кредит счета 70 - в коммерческих организациях.

Оплата стоимости проживания, питания судей, а также выплата им гонорара за проведенное судейство осуществляется за счет сумм, поступающих целевым назначением из фонда, который формируется вышестоящей организацией за счет взносов спортивных организаций и иных предусмотренных действующим законодательством источников. Такая схема представляется наиболее рациональной, т.к. исключает возможность прямого расходования средств спортивной организации на указанные цели.

Поступление указанных сумм на расчетный счет организации оформляется проводкой:

дебет счета 51 кредит счета 96.

Списание израсходованных сумм оформляется проводками:

дебет счета 96 кредит счета 60

дебет счета 60 кредит счета 51 - на сумму произведенной сторонним организациям оплаты стоимости питания и проживания судей;

дебет счета 96 кредит счета 76

дебет счета 76 кредит счета 50 - на сумму платы за проведение судейства.

Использование счета 70 в данном случае представляется неправомерным, т.к. судьи не являются сотрудниками спортивных организаций.

В идеальном случае суммы для осуществления перечисленных расходов должны поступать на расчетный счет заблаговременно, т.е. до начала матча и приезда судейской бригады. На практике нередки случаи, когда вышестоящая организация производит перечисления с большим опозданием. В этом случае схема бухгалтерских проводок будет аналогичной. Дебетовое сальдо по данному субсчету счета 96 будет показывать размер задолженности вышестоящей организации.

Порядок налогообложения доходов физических лиц - работников физкультурно - спортивных организаций определен п.2 ст.36 Закона N 80-ФЗ.

В соответствии с указанным пунктом при налогообложении доходов физических лиц в совокупный облагаемый доход не включаются:

  • стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно - спортивных организаций для учебно - тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
  • премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации - от организаторов указанных спортивных соревнований.

Стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных на конкурсах и соревнованиях в течение года, отличных от указанных выше, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, также не включается в совокупный облагаемый доход на основании пп."ч" п.8 Инструкции о подоходном налоге.

Стоимость призов в части, превышающей двенадцатикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, подлежит включению в облагаемый налогом доход на общих основаниях.

В соответствии с п.6 ст.32 Закона N 80-ФЗ на работников физкультурно - спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников.

Особенности бухгалтерского учета в организациях профессионального спорта

Деятельность спортивных организаций основана на определенных взаимоотношениях со спортсменами, т.е. лицами, систематически занимающимися любительским или профессиональным спортом и выступающими на спортивных соревнованиях.

При этом спортсмен - любитель (физкультурник) - это спортсмен, систематически занимающийся спортом и принимающий участие в спортивных соревнованиях на началах добровольности, а спортсмен - профессионал - спортсмен, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и который получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Закон N 80-ФЗ (ст.26) допускает переход спортсмена - профессионала из одной физкультурно - спортивной организации (спортивного клуба) в другую спортивную организацию (спортивный клуб). Поскольку трудовые отношения спортсмена и клуба строятся на основе контракта (который заключается, как правило, на определенный срок), то такой переход спортсмена из одного клуба в другой может быть осуществлен только после окончания срока контракта и выполнения указанных в таком контракте обязательств.

Переход спортсмена из одной спортивной организации в другую до истечения срока или при невыполнении предусмотренных в контракте обязательств также возможен. Условием такого перехода Закон N 80-ФЗ называет взаимное согласие физкультурно - спортивных организаций.

На практике взаимное согласие на переход спортсмена из одного клуба в другой выражается, как правило, заключением между клубами контракта на продажу игрока.

Таким образом, процесс продажи (покупки) спортсмена (игрока) сопровождается заключением двух видов контрактов:

  • между двумя спортивными клубами;
  • между игроком и покупающим его клубом.

Контрактом, заключаемым между двумя спортивными клубами, определяется "цена" продаваемого (покупаемого) игрока.

Поскольку игрок не числится на балансе организации как часть имущества, средства, полученные за него, по нашему мнению, целесообразно отражать в составе операционных доходов (т.е. минуя счет 46). Таким образом, у продающей стороны на сумму заключенного между клубами контракта будут сделаны бухгалтерские проводки:

дебет счета 51 кредит счета 76;

дебет счета 76 кредит счета 80.

Соответственно, покупающей стороной будут оформлены следующие проводки:

дебет счета 76 кредит счета 51;

дебет счета 80 кредит счета 76.

Сумма, причитающаяся продаваемому игроку, определяется контрактом, заключаемым между игроком и покупающим его клубом. Как правило, это сумма значительно меньшая, нежели сумма, выплачиваемая продающему клубу.

В соответствии со ст.24 Закона N 80-ФЗ деятельность спортсменов - профессионалов регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно - спортивных организаций и утвержденными профессиональными физкультурно - спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

В соответствии со ст.25 Закона N 80-ФЗ контракт о спортивной деятельности представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом - профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно - спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды.

Контракт о спортивной деятельности должен содержать:

  • обязанности спортсмена;
  • права спортсмена на социальное и медицинское страхование;
  • условия заключения и расторжения такого контракта;
  • другие условия и обязательства.

В соответствии с заключенным контрактом физкультурно - спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Спортивно - массовые подразделения коммерческих предприятий Источники финансирования

В соответствии с п.1 ст.16 Закона N 80-ФЗ руководители организаций независимо от форм собственности, в том числе организаций агропромышленного комплекса:

  • обеспечивают условия для реализации работниками организаций права на занятия физической культурой, в том числе права на профессионально - прикладные, физкультурно - оздоровительные и реабилитационные мероприятия в течение трудового дня, послетрудовое восстановление, а также условия для организации массовых спортивных мероприятий;
  • на основе соглашений с физкультурно - спортивными объединениями предоставляют работникам организаций и членам их семей для занятий физической культурой и спортом имеющиеся на балансе организаций спортивные сооружения и базы, обеспечивают обслуживание таких спортивных сооружений и баз, их капитальный и текущий ремонт, содержат работников таких спортивных сооружений и баз, в том числе работников детско - юношеских спортивных школ, выделяют средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря.

Указанные действия могут совершаться работодателями совместно с профессиональными союзами при условии заключения коллективных договоров.

Основным источником финансирования деятельности физкультурно - спортивных подразделений неспортивных коммерческих предприятий является часть прибыли коммерческого предприятия (счет 88).

Другим источником финансирования являются членские взносы, начисление и получение которых отражается в учете проводками:

дебет счета 76 кредит счета 96 - начисление членских взносов;

дебет счета 50 (51) кредит счета 76 - поступление членских взносов.

Кроме того, согласно п.2 ст.16 Закона N 80-ФЗ на развитие физической культуры и спорта в организации, содержание детско - юношеских спортивных школ могут направляться средства государственного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет доходов и расходов спортивных подразделений коммерческих предприятий ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Суммы расходов, связанных с осуществлением деятельности спортивных организаций, отражаются по дебету счета 29 в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.:

дебет счета 29 кредит счета 10, 13, 70, 69, 76 и т.д. - на сумму расходов.

Фактическая себестоимость услуг, оказанных такого рода спортивными организациями, списывается со счета 29 на счет реализации:

дебет счета 46 кредит счета 29 - на сумму расходов, в части, приходящейся на реализацию.

В соответствии с Инструкцией N 156 объем реализации платных услуг, оказываемых населению спортивными сооружениями профсоюзов, находящимися на балансе предприятия, включается в отчет этого предприятия. В этом случае информация о поступлениях средств от реализации платных услуг населению представляется в установленном порядке профсоюзными комитетами в бухгалтерию предприятия, на балансе которого они находятся.

Общий объем реализации платных услуг определяется суммой платежей, полученных предприятиями, оказавшими услуги своими силами, от населения и других предприятий.

Оплата услуг может быть произведена как непосредственно в кассу предприятия, так и через банковские учреждения:

дебет счета 50 (51) кредит счета 46 (76) - на сумму поступивших денежных средств.

Особенности налогообложения деятельности организаций физической культуры и спорта

Статьей 36 Закона N 80-ФЗ "Особенности налогообложения в области физической культуры и спорта" вопросы налогообложения организаций физической культуры и спорта освещены лишь в общих чертах. Так, статьей допускается возможность освобождения от налогообложения отчислений организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходов от предпринимательской деятельности физкультурно - спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемых на специальные счета и используемых на уставные цели указанных объединений.

Конкретные виды льгот и порядок их применения установлены законодательством о налогах и сборах.

Налог на прибыль

Как уже отмечалось ранее, некоммерческие физкультурно - спортивные организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При определении налогооблагаемой базы не учитываются:

  • доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан;
  • членские вступительные взносы;
  • долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций);
  • расходы, производимые за счет указанных выше средств.

Что касается коммерческих предприятий, имеющих на своем балансе объекты и учреждения спорта, то они при исчислении налога на прибыль имеют право на льготу. В соответствии с п.4.1.2 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе спортивных объектов и учреждений.

Предприятия, осуществляющие взносы учреждениям и организациям спорта, имеют право в соответствии с п.4.1.3 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму этих взносов, но не более трех процентов облагаемой налогом прибыли. При этом спортивные организации, получившие такие средства, обязаны подтвердить их целевое использование, представив в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп."д" п.7 Инструкции о порядке исчисления НДС "при реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания...услуг физической культуры и спорта".

Освобождение от налога на добавленную стоимость предусмотрено лишь для особого вида услуг физической культуры и спорта, определенного Инструкцией о порядке исчисления НДС как "услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений" (пп."л" п.12 Инструкции о порядке исчисления НДС).

При предоставлении указанной льготы от налога освобождается плата за занятия:

  • физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта;
  • общей физической подготовкой;
  • лечебной гимнастикой;
  • плаванием;
  • оздоровительным бегом и т.п.

Кроме того, от налога на добавленную стоимость освобождена плата за посещение спортивных мероприятий (т.е. стоимость билетов).

В соответствии с пп."и" п.10 Инструкции о порядке исчисления НДС налогом не облагаются спонсорские средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции (работ, услуг), кроме выбывшего имущества, при условии, что данные средства учитываются на отдельном счете и об их целевом использовании представлены отчеты в налоговые органы.

Налог на имущество

В соответствии с пп."з" п.5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" налогом не облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Таким образом, физкультурно - спортивные общественные объединения, не осуществляющие предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на имущество.

Если физкультурно - спортивное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, налог на имущество уплачивается им в общеустановленном порядке. Уплата налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.

Что касается коммерческих предприятий, имеющих на своем балансе объекты физкультуры и спорта, то они в соответствии с п.6 указанной Инструкции для целей налогообложения уменьшают стоимость имущества предприятия на балансовую стоимость указанных объектов (за вычетом сумм износа).

Порядок представления статистической отчетности

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11 сентября 1998 г. N 94 юридические лица и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту, представляют районному (городскому) органу управления физической культурой и спортом государственную статистическую отчетность по форме N 1-фк "Сведения о физической культуре и спорте". В Постановлении сообщается, что сбор и обработка данных по указанной форме не централизованы в органах государственной статистики.

В рамках данной формы юридические лица представляют следующие данные:

в разд.I "Спортивные сооружения на конец года":

  • количество спортивных сооружений;
  • их единовременная пропускная способность;

в разд.II "Физкультурные кадры на конец года":

  • число работников,
  • в том числе с физкультурным образованием;

в разд.III "Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа на конец года":

  • число коллективов физкультуры, спортивных клубов;
  • численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно - оздоровительной направленности;
  • численность посещающих учебные занятия по физической культуре;
  • численность учащихся студентов, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе (из них численность посещающих занятия по физической культуре в спецмедгруппе);

в разд.IV "Финансирование за год" указывается следующая информация о средствах, направляемых на развитие физической культуры и спорта, утвержденных в бюджете администрации субъекта РФ:

  • в процентах от всего бюджета;
  • фактически выделено;
  • получено из других источников;
  • всего израсходовано на развитие физической культуры и спорта.

Довольно часто образовательные учреждения наряду со своей основной деятельностью оказывают платные услуги: организуют спортивные секции, открывают кружки и др. Минфин России в письме от 11 декабря 2006 г. № 03-03-04/4/187* разъяснил, как вести учет расходов в целях исчисления налога на прибыль в этом случае. В статье мы рассмотрим как налоговый, так и бухгалтерский учет доходов и расходов в такой ситуации.

Налоговый учет

Если образовательные бюджетные учреждения наряду с основной деятельностью ведут предпринимательскую деятельность, то они обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. Таково требование пункта 321.1 Налогового кодекса РФ.

Порядок учета доходов (расходов), полученных (произведенных) от коммерческой деятельности, прописан в статьях 248, 252 Налогового кодекса РФ.

При этом следует помнить, что расходы бюджетного учреждения, соответствующие критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса РФ, могут уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль только в том случае, если они не покрываются за счет средств бюджетного финансирования.

Если в сметах учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, услуг связи за счет двух источников, то в налоговом учете такие затраты признаются пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Есть еще один нюанс, о котором бухгалтеру образовательного учреждения нельзя забывать: сумма расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, не должна превышать предельно допустимого размера. Он рассчитывается так. Из суммы произведенных расходов на указанные цели за отчетный (налоговый) период исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов учреждения.

Рассмотрим на примере несколько вариантов распределения косвенных расходов (цифры примера условные).

Помимо расходов на предпринимательскую деятельность, к налоговым затратам можно отнести и амортизацию основных средств, если активы куплены за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и используются в этой же сфере. Имущество бюджетных учреждений, приобретенное за счет средств целевого бюджетного финансирования, даже если его используют в предпринимательской деятельности, не амортизируется.

Налог на добавленную стоимость

Услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях от налогообложения НДС освобождаются. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Действие пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ распространяется на организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Поэтому для освобождения от НДС необходимо, чтобы платная образовательная услуга была указана в лицензии.

А вот если работа платной секции не подпадает под действие пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, бухгалтеру учреждения необходимо исчислить налог на добавленную стоимость в общем порядке. В этом случае «входной» налог, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), которые были приобретены для работы такой секции, можно принять к вычету.

Бухгалтерский учет

Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н), дает возможность организовать раздельный учет основной и предпринимательской деятельности, которую ведет образовательное учреждение (соответственно с признаком 1 и 2 в восемнадцатом разряде номера счета).

Рассмотрим основные проводки, которые бухгалтер учреждения сделает, если учреждение ведет коммерческую деятельность: см. таблицу