Позиции в баскетболе на английском. Нападение в баскетболе


По игровым амплуа в современом баскетболе различают следующие позиции - атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют “плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова “playmaker”, что в переводе значит - тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом.

Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.

Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок“. Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс“. Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз“, который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА.

Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.

В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.

Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч “, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов.

Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок “крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча.

Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или “из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре.

До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и “микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель“ Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника“ Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют “малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником“. Майкл Джордан , которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические “полеты” над игровой площадкой получил прозвище “Их Воздушество”.

Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд“, игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд“ заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост.

При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Некоторые баскетболисты были рождены, чтобы играть на определенных позициях, а некоторые игроки развивают навыки в течение долгого времени для соответствия амплуа. Баскетболист, который может играть на нескольких позициях является ценным активом для тренера и его товарищей по команде, такого игрока трудно опекать на площадке. В то же время, даже если игрок обладает навыками для определенной позиции, важно развивать универсализм. Разыгрывающий который может занять позицию для подбора или центровой, который может водить мяч, помогут команде победить.

Задняя линия

Разыгрывающий защитник

Самым титулованным игроком на данной позиции является Мэджик Джонсон (206 см) - он был удостоен звания самого ценного игрока НБА (MVP) трижды за свою карьеру. Среди других игроков удостоенных этой награды Оскар Робертсон , Аллен Айверсон , Стив Нэш и Стефен Карри . Лидером по количеству результативных передач за всю историю НБА (15 806) является Джон Стоктон .

Атакующий защитник

Следует отметить, что очень многие легенды баскетбола были атакующими защитниками, такие как Майкл Джордан , Реджи Миллер , Клайд Дрекслер , Оскар Робертсон , Джерри Уэст , Алан Хьюстон и Коби Брайант . Среди действующих игроков НБА можно выделить Винс Картера , Ману Жинобили и Дуэйн Уэйда .

Передняя линия

Лёгкий форвард

Тяжёлый или мощный форвард

С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20-25 очков за матч, и еще успевают играть в защите (Кевин Гарнетт , Тим Данкан , Дирк Новицки), а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды (Деннис Родман , Бен Уоллес).

Центровой

Признанными мастерами на позиции центрового являются - Уилт Чемберлен (многие его рекорды до сих пор не побиты, например 100 очков за одну игру), Александр Белов , Арвидас Сабонис , Дуайт Ховард и Яо Мин . Шакил О"Нил , Патрик Юинг , Дэвид Робинсон , Билл Рассел , Хаким Оладжьювон , Карим Абдул-Джаббар признаны лучшими центровыми НБА всех времен .

Напишите отзыв о статье "Позиции в баскетболе"

Примечания

Отрывок, характеризующий Позиции в баскетболе

За обедом государя Валуев сказал, оглянувшись в окно:
– Народ все еще надеется увидать ваше величество.
Обед уже кончился, государь встал и, доедая бисквит, вышел на балкон. Народ, с Петей в середине, бросился к балкону.
– Ангел, отец! Ура, батюшка!.. – кричали народ и Петя, и опять бабы и некоторые мужчины послабее, в том числе и Петя, заплакали от счастия. Довольно большой обломок бисквита, который держал в руке государь, отломившись, упал на перилы балкона, с перил на землю. Ближе всех стоявший кучер в поддевке бросился к этому кусочку бисквита и схватил его. Некоторые из толпы бросились к кучеру. Заметив это, государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью, опасность быть задавленным еще более возбуждала его, он бросился на бисквиты. Он не знал зачем, но нужно было взять один бисквит из рук царя, и нужно было не поддаться. Он бросился и сбил с ног старушку, ловившую бисквит. Но старушка не считала себя побежденною, хотя и лежала на земле (старушка ловила бисквиты и не попадала руками). Петя коленкой отбил ее руку, схватил бисквит и, как будто боясь опоздать, опять закричал «ура!», уже охриплым голосом.
Государь ушел, и после этого большая часть народа стала расходиться.
– Вот я говорил, что еще подождать – так и вышло, – с разных сторон радостно говорили в народе.
Как ни счастлив был Петя, но ему все таки грустно было идти домой и знать, что все наслаждение этого дня кончилось. Из Кремля Петя пошел не домой, а к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет и который тоже поступал в полк. Вернувшись домой, он решительно и твердо объявил, что ежели его не пустят, то он убежит. И на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, но граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда нибудь побезопаснее.

15 го числа утром, на третий день после этого, у Слободского дворца стояло бесчисленное количество экипажей.
Залы были полны. В первой были дворяне в мундирах, во второй купцы с медалями, в бородах и синих кафтанах. По зале Дворянского собрания шел гул и движение. У одного большого стола, под портретом государя, сидели на стульях с высокими спинками важнейшие вельможи; но большинство дворян ходило по зале.
Все дворяне, те самые, которых каждый день видал Пьер то в клубе, то в их домах, – все были в мундирах, кто в екатерининских, кто в павловских, кто в новых александровских, кто в общем дворянском, и этот общий характер мундира придавал что то странное и фантастическое этим старым и молодым, самым разнообразным и знакомым лицам. Особенно поразительны были старики, подслеповатые, беззубые, плешивые, оплывшие желтым жиром или сморщенные, худые. Они большей частью сидели на местах и молчали, и ежели ходили и говорили, то пристроивались к кому нибудь помоложе. Так же как на лицах толпы, которую на площади видел Петя, на всех этих лицах была поразительна черта противоположности: общего ожидания чего то торжественного и обыкновенного, вчерашнего – бостонной партии, Петрушки повара, здоровья Зинаиды Дмитриевны и т. п.
Пьер, с раннего утра стянутый в неловком, сделавшемся ему узким дворянском мундире, был в залах. Он был в волнении: необыкновенное собрание не только дворянства, но и купечества – сословий, etats generaux – вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social [Общественный договор] и французской революции. Замеченные им в воззвании слова, что государь прибудет в столицу для совещания с своим народом, утверждали его в этом взгляде. И он, полагая, что в этом смысле приближается что то важное, то, чего он ждал давно, ходил, присматривался, прислушивался к говору, но нигде не находил выражения тех мыслей, которые занимали его.
Был прочтен манифест государя, вызвавший восторг, и потом все разбрелись, разговаривая. Кроме обычных интересов, Пьер слышал толки о том, где стоять предводителям в то время, как войдет государь, когда дать бал государю, разделиться ли по уездам или всей губернией… и т. д.; но как скоро дело касалось войны и того, для чего было собрано дворянство, толки были нерешительны и неопределенны. Все больше желали слушать, чем говорить.
Один мужчина средних лет, мужественный, красивый, в отставном морском мундире, говорил в одной из зал, и около него столпились. Пьер подошел к образовавшемуся кружку около говоруна и стал прислушиваться. Граф Илья Андреич в своем екатерининском, воеводском кафтане, ходивший с приятной улыбкой между толпой, со всеми знакомый, подошел тоже к этой группе и стал слушать с своей доброй улыбкой, как он всегда слушал, в знак согласия с говорившим одобрительно кивая головой. Отставной моряк говорил очень смело; это видно было по выражению лиц, его слушавших, и по тому, что известные Пьеру за самых покорных и тихих людей неодобрительно отходили от него или противоречили. Пьер протолкался в середину кружка, прислушался и убедился, что говоривший действительно был либерал, но совсем в другом смысле, чем думал Пьер. Моряк говорил тем особенно звучным, певучим, дворянским баритоном, с приятным грассированием и сокращением согласных, тем голосом, которым покрикивают: «Чеаек, трубку!», и тому подобное. Он говорил с привычкой разгула и власти в голосе.
– Что ж, что смоляне предложили ополченцев госуаю. Разве нам смоляне указ? Ежели буародное дворянство Московской губернии найдет нужным, оно может выказать свою преданность государю импературу другими средствами. Разве мы забыли ополченье в седьмом году! Только что нажились кутейники да воры грабители…
Граф Илья Андреич, сладко улыбаясь, одобрительно кивал головой.
– И что же, разве наши ополченцы составили пользу для государства? Никакой! только разорили наши хозяйства. Лучше еще набор… а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один разврат. Дворяне не жалеют своего живота, мы сами поголовно пойдем, возьмем еще рекрут, и всем нам только клич кликни гусай (он так выговаривал государь), мы все умрем за него, – прибавил оратор одушевляясь.
Илья Андреич проглатывал слюни от удовольствия и толкал Пьера, но Пьеру захотелось также говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя одушевленным, сам не зная еще чем и сам не зная еще, что он скажет. Он только что открыл рот, чтобы говорить, как один сенатор, совершенно без зубов, с умным и сердитым лицом, стоявший близко от оратора, перебил Пьера. С видимой привычкой вести прения и держать вопросы, он заговорил тихо, но слышно:
– Я полагаю, милостивый государь, – шамкая беззубым ртом, сказал сенатор, – что мы призваны сюда не для того, чтобы обсуждать, что удобнее для государства в настоящую минуту – набор или ополчение. Мы призваны для того, чтобы отвечать на то воззвание, которым нас удостоил государь император. А судить о том, что удобнее – набор или ополчение, мы предоставим судить высшей власти…
Пьер вдруг нашел исход своему одушевлению. Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узкость воззрений в предстоящие занятия дворянства. Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что он будет говорить, но начал оживленно, изредка прорываясь французскими словами и книжно выражаясь по русски.

Игроки

Баскетбол – одна из самых популярных спортивных игр во всем мире. Игроки Национальной баскетбольной ассоциации США являются в буквальном смысле мировыми звездами. При этом с момента изобретения баскетбола прошло немногим больше ста двадцати лет.

Как был придуман баскетбол

Изобретению предшественника современного способствовала холодная зима 1891 года в американском штате Массачусетс. Студенты спрингфилдского колледжа Молодежной христианской ассоциации были вынуждены заниматься физкультурой в спортивном зале.

На тот момент единственным видом спортивных занятий в помещении была гимнастика, которая довольно быстро наскучила молодым людям. Желая расшевелить своих подопечных, преподаватель физкультуры и анатомии Джеймс Нейсмит игру с мячом, подходящую для небольшого помещения. Он взял пару корзин из-под персиков и привязал их к противоположным краям балкона, который шел над всем спортивным залом.

После этого Нейсмит поделил группу на две команды по девять человек и предложил им соревнование, заключавшееся в забрасывании мячей в корзину противников. Таким образом, Джеймс Нейсмит не только нашел для своих студентов интересное занятие, но и вписал свое имя в мирового спорта. Первый баскетбольный матч состоялся 21 декабря 1891 года.

В 1936 году баскетбол был включен в программу летней Олимпиады, проводившейся в Берлине. На открытии игр присутствовал и Джеймс Нейсмит.

Развитие игры

Баскетбольные правила были опубликованы Нейсмитом в 1892 году в газете, которую издавал спрингфилдский колледж. В том же году книга с правилами игры, которые претерпели к настоящему времени значительные изменения. В правилах Нейсмита было всего тринадцать пунктов, регламентирующих движение по площадке, способы мяча, принцип подсчета очков, а также определяющих нарушения и наказания за них. Например, согласно этим правилам, игроки вообще не могли перемещаться с мячом, а были вынуждены передавать его членам своей команды с места.

Многие правила баскетбола изменились, но не высота крепления колец. Как и сто двадцать лет назад они находятся на высоте 3 метра 5 сантиметров от пола. Именно такое расстояние было от пола спортзала в Спрингфилде до бортика балкона.

Первые профессиональные появились в начале XX века в США, однако проблема заключалась в отсутствии централизованной организации, которая бы занималась совершенствованием правил, пропагандой игры, подготовкой судей. Первая попытка создать такую ассоциацию была предпринята еще в 1898 году, однако это объединение просуществовало совсем недолго.

Только в 1937 году была создана Национальная лига, объединившаяся в 1949 году с Баскетбольной ассоциацией Америки, в результате чего была создана всемирно известная НБА – Национальная , попасть в которую мечтают многие планеты.

Видео по теме

Баскетбол – это популярная командная спортивная игра с мячом. Причем распространен как мужской, так и женский баскетбол, разница между которыми только в половой принадлежности игроков.

Игра

Суть игры в баскетбол в следующем: соперничают между собой две команды по 12 игроков, на площадке одновременно действуют по 5 игроков от каждой, мяч руками нужно забросить в кольцо другой команды, не дав при этом соперникам завладеть мячом. Площадка для баскетбола 28 на 15 метров, корзина на щите на уровне 305 сантиметров, а кольцо в диаметре – 45 сантиметров.

Игра включает в себя четыре десятиминутных периода с перерывами в одну минуту. Выигрывает команда, забросившая большее количество очков. В игрок под определенным номером имеет свои определенные функции.

Игроки

Игрока под номером один называют разыгрывающим. Именно он начинает атакующие комбинации. Главные его функции в передаче результативных пасов и в «бомбардировке» кольца команды визави с дальней дистанции. Плеймекер должен просматривать всю игровую площадку, мгновенно реагировать на изменение тактики игры команды. Первый номер выполняет также и роль защитника - перехватывает мяч у соперника. Наиболее подходящий рост около 190 сантиметров.

Баскетболист под номером два называется атакующим защитником. Его роль в помощи плеймейкеру и в «бомбардировке» кольца соперника издали. Атакующий защитник ориентируется на быстрый подход к кольцу соперника. Он скидывает мяч на периметр. Большинство контратак завершает игрок со вторым номером. Основным критерием отбора игрока на эту позицию являются его высокие скоростные данные. Оптимальный рост в пределах 190-200 сантиметров.

Номер три, или легкий форвард, - своего рода, связующее звено между разыгрывающим и остальными игроками. Основная роль в наборе очков. Здесь важно, чтобы игрок под номером три обладал мастерством ведения мяча и точным броском. Легкий форвард должен обладать высокими скоростными данными, поскольку в его функции входит подбирать мяч. Лучшим показателем роста для легкого форварда будет 2 метра +/- 5 сантиметров.

Под номером четыре играет тяжелый форвард. Он должен подбирать отскакивающий мяч от своего кольца и от кольца соперников и блокировать броски игроков команды соперника. Игрок с таким номером должен быть физически крепким и при этом обладать высоким прыжком. Ему понадобится навык точно забрасывать мяч в корзину со средней дистанции. Лучше с ролью тяжелого форварда справится баскетболист с ростом 200-215 сантиметров.

И последний, пятый номер, или центровой игрок. На его плечи выпадает завершать атаки из-под кольца. Еще пятый номер подбирает мяч и блокирует броски соперника. На долю центрового выпадают большие физические нагрузки, отсюда требование в незаурядной силе и выносливости. А что касается роста – 210-225 сантиметров.

Хороший центровой является одним из самых ценных игроков команды. Легче построить игру вокруг хорошего центрового, чем около любого другого выдающегося игрока.

Манера игры через центр должна зависеть от способностей и степени выучки вашего центрового игрока. Если центровой преуспевает в передачах или бросках мяча в кольцо , необходимо извлечь все возможное из этих его лучших качеств. Не обязательно, чтобы в центре играл самый высокий игрок команды, однако он должен быть отличным бойцом за отскоки и уметь хорошо выбирать место. Позиция, которую он должен занимать, определяется арсеналом его бросков в кольцо и передач.

Играя в центре, необходимо всегда защищать мяч руками и локтями. Комбинации и момент их проведения зависят от позиции центрового. Помните, что поворот можно выполнять на любой ноге. Это затруднит защитнику борьбу против хорошего центрового: ему будет трудно предугадать, в какую сторону центровой повернется.

В конце тридцатых годов прошлого века игра через центр стала очень популярной, и многие команды начали применять систему двух центров, располагая их по обеим сторонам области штрафного броска, на уровне линии штрафного броска. Эти центровые менялись местами, бросали по кольцу и боролись за отскоки от щита . Однако практика показала нецелесообразность применения этой системы, так как зона под корзиной противника оказывалась чрезмерно загроможденной двумя центровыми и опекающими их защитниками, остальные три игрока нападающей команды практически теряли какую-либо возможность прорваться к кольцу с мячом или без мяча. Эффективность трех нападающих резко снижалась, и многие команды отошли от этой системы.

Было также признано, что, применяя игру через центр, очень существенно иметь свободное пространство для маневра. многие тренеры применяют в нападении принцип взаимозаменяемости игроков с тем, чтобы в центровой позиции могли играть, исходя из обстановки, различные игроки.

Выбор места центровым игроком

Занятие правильной позиции - основа игры в центре. Способность игрока выбрать наилучшую позицию с тем, чтобы получить передачу вблизи от кольца, имеет очень важное значение. Некоторые игроки небольшого роста успешно выступают в роли центровых именно благодаря уменью хорошо выбрать место.

Чтобы занять выгодную позицию, центровой игрок должен действовать активно и всегда знать, где находятся мяч и партнеры. Он должен при этом избегать столкновений, чтобы не получить персонального замечания, но и не должен допускать, чтобы зашита противника оттеснила его слишком далеко от кольца.

Хороший центровой не должен выполнять свои проходы и обманные движения без определенной цели.

Целью их должно быть занятие позиции, откуда центровой будет иметь больше шансов забросить мяч в кольцо или наилучшим образом передать мяч партнеру.

Центрового игрока не должно удовлетворять получении передачи, когда он находится не в лучшей позиции.

Для достижения преимущества, помимо перемещений и обманных действий, центровой должен полностью использовать свои физические данные. Так, например, мощного, активного центрового трудно вытеснить с занятой им позиции, но если центровой, обладая активностью и быстротой, не имеет должной силы и веса, он нуждается для занятия выгодной позиции в помощи своих партнеров. Партнеры посредством заслонов или других маневров могут содействовать своему центровому в занятии наилучшей позиции.

Положением мяча определяется сторона, на которой ставится заслон.

Обычно для большинства центровых игроков лучшая позиция находится в пределах 1 -1,5 метра от кольца и настолько близко от линий, ограничивающих площадь штрафного броска, насколько это возможно. Сторона, на которой центровой игрок занимает место, определяется его возможностями броска в кольцо, передач, комбинаций.

При выходе на место локти должны быть расставлены, руки для поддержания равновесия движутся в такт движениям тела, но направлены к мячу. Центровой должен уметь извлекать выгоду из слабостей защитника при занятии позиции.

Временами центровой игрок может занять пассивную позицию, а затем, усыпив внимание защитника, прыжком выйти на выгодное место.

Центровой игрок не должен допускать, чтобы его различными маневрами оттеснили на невыгодную позицию. Так, если центровой обладает хорошими попаданиями, то он должен рассчитывать свои перемещения с тем, чтобы получить передачу вблизи от корзины. От выбранного места зависит и эффективность борьбы за отскоки и способ броска в кольцо.

Хороший центровой игрок должен изучить искусство ориентироваться при выборе места по линиям на площадке. Этим он скроет свои намерения от защитника.

Центровой игрок должен действовать в зависимости от своей позиции на площадке. Если он ушел слишком далеко от кольца, то он должен отдать предпочтение участию в комбинации, а не броску в кольцо.

Нападение – базовая часть баскетбола, которая позволяет набирать очки и бороться за желанное первенство в матче. В официальной баскетбольной игре длительностью 40 минут каждая из команд совершает в среднем около 100 атак за матч. Существуют различные вариации нападения в баскетболе, однако, в этой статье мы сфокусируемся на основных понятиях и базовой классификации.

Существуют две основные тактики нападения в баскетболе: позиционная и быстрая. Их различие заключается в скорости проведения атаки. Стремительное нападение более характерно для НБА, где игра в большей степени базируется на индивидуальном мастерстве игроков, в то время как европейскому баскетболу более свойственно проведение длительных позиционных атак. Тем не менее, нельзя быть категоричным в этом делении, поскольку на протяжении игры, как в Европе, так и в США реализуется множество стремительных и позиционных атак.

Быстрый прорыв подразумевает под собой молниеносный перевод мяча на половину соперника и незамедлительную атаку с возможностью одной-двух быстрых передач. Команды выбирают такую технику нападения в разных случаях. Чаще всего это связано с отставанием от соперника по очкам и нехваткой времени. Кроме того, индивидуальное мастерство игроков и преимущество в скоростных качествах могут вынудить тренера применить тактику «бей-беги».

Позиционное нападение , наоборот, включает в себя спокойный перевод мяча на половину соперника, расстановку игроков, применение комбинаций или индивидуальные действия. По сути, позиционное нападение считается более грамотным, по-баскетбольному глубоким. Обратите внимание, что чем выше уровень игры команды, тем более «позиционным» является ее нападение. Однако, тренер команды может нарочно изменить схему. На протяжении игры большинство атак проходит именно в позиционной манере. Это связано с тем, что соперник успевает вернуться в защиту и чаще всего начинает плотную оборону со своей половины, а также тем, что физически провести матч в постоянном ритме быстрого нападения довольно сложно.

Позиционное нападение в баскетболе в чем-то сродни ведению войны. каждый игрок выполняет определенные, однако, тщательно скоординированные, действия. Пять игроков нападения распределяют свои функции следующим образом:

  • первый номер (защитник, разыгрывающий). Данный игрок занимает позицию вверху площадки, как правило, по центру возле середины поляны. Его задача – вывести мяч со своей половины при переходе из защиты, скомандовать определенную комбинацию, найти передачей партнера или выполнить бросок.
  • второй номер (атакующий защитник). Эта позиция также предусматривает игру вверху. Функции второго номера заключаются в развитии атаки, участии в комбинационных или индивидуальных атакующих действиях команды.
  • третий, четвертый номер (форварды). Форварды занимают позиции в углу площадки, с возможностью расположения в центре, под кольцом, при игре сдвоенным центром. Наиболее распространенный вариант – наличие «легкого» и «тяжелого» форвардов на площадке, где более массивный игрок помогает атаковать из центра, а более легкий акцентируется на бросках и проходах.
  • пятый номер (центровой). Центр, как правило, играет под кольцом, в районе трехсекундной зоны. Центровый обычно представляют из себя массивных и высоких игроков, которые за счет физических данных могут бороться за подбор в атаке, выполнять броски из-под кольца, отсекать защитников при заслонах.

Данная расстановка игроков является наиболее популярной и общепринятой. Тем не менее, существует масса вариаций в позициях в зависимости от стиля игроков, особенностей защиты и целей, преследуемых командой. К основным вариациям традиционной расстановки можно отнести «легкую» и «тяжелую» пятерки на площадке. В первом случае, команда выпускает вместо центрового и, возможно, «тяжелого» форварда более мобильных игроков. При таком подходе идет акцентирование на выполнение скоростных комбинаций, проходов под кольцо и дальних бросков. Обратная сторона медали заключается в игре «тяжелой» пятеркой. В частности, здесь используется преимущество в росте, массе и акцентированная игра под кольцом за счет «больших игроков». Разновидность «тяжелой» пятерки – игра сдвоенным центром (тяжелый форвард занимает позицию не на краю площадки, а под кольцом вместе с центровым).

Баскетбол является очень «умным» спортом. Существует масса комбинаций и стратегий ведения игры. В этой статье мы рассмотрели азы нападения в баскетболе. Коротко резюмируем написанное: атака в баскетболе является фундаментальным элементом. Существует два основных вида нападения в баскетболе: стремительное и позиционное. Стремительное – мгновенный переход от защиты к нападению, быстрая атака с минимальным количеством передач на скорости. Позиционное нападение – более медленное нападение, однако, с использованием комбинационных элементов. При позиционном нападении, игроки занимают свои позиции и выполняют возложенные на себя функции.

Продолжайте тренировку вместе с !