Репродукция картины не взяли на рыбалку. Сочинение: описание картины Ксении Успенской-Кологривовой и иллюстрации О


Олег Попович - известный всему миру художник, который рисовал веселые и забавные иллюстрации к детским стихотворениям и считалкам, а затем они печатались в журналах для детей. В своих веселых картинах для малышей он выбрал свой стиль изображения, который никто и никогда не смог повторить. Одна из его таких работ для детей называется «Не взяли на рыбалку».

Главный герой сюжета - мальчик, который еще совсем не ходит в школу и вот однажды у него случилось несчастье, так как его не взяли на рыбалку. А ведь мальчику очень обидно, так как его отец, да и старший брат вместе отправились ловить рыбу. Конечно же, мальчик надеялся до последней минуты, что ему на этот раз повезет, и он тоже сможет, как взрослый, пойти на рыбалку. Но его опять не взяли с собой, и мальчик сильно расстроился и обиделся.

Художник отвел своему герою центральное место в своей картине, поэтому зритель отчетливо может видеть, что, глядя, как уходят старшие мужчины в семье на берег реки, тяжело вздыхает и вытирает рукой те слезы, которые вдруг неожиданно накатились на глаза. Но в другой руке маленького героя зажата удочка, которую, как оказалось, все-таки ему пока не нужна.

Рядом с мальчиком на земле лежит перевернутое небольшое ведерко, которое, скорее всего, он мальчик бросил от обиды, когда узнал, что на рыбалку его не берут. Может быть, так он пытался выразить свое негодование и обиду. Малыш так громко плакал и кричал, что проходящая мимо сестра остановилась и решила его немного успокоить. Она наклонилась над ним и стала говорить о том, что в следующий раз его тоже возьмут с собой на рыбалку, и поэтому не стоит так сильно огорчаться.

Наверное, этот малыш, которому на вид не больше шести лет, никогда еще не был на ловли рыбы, но он так часто слышал рассказы своего отца и брата о том, какое это удовольствие, что давно мечтает и самому стать одним из рыбаков. Девочка, которая его успокаивает, уже подросток, ей исполнилось четырнадцать лет. И на рыбалку отправился старший брат этого малыша, которому уже исполнилось двенадцать лет.

Сюжет художника Олега Владимировича разделен на две части. Первая часть - это главный герой и сестра, которая выглядывает из дома и пытается утешить младшего брата, который огорчен и обижен. А вторая часть сюжета - это отец и старший брат. Они быстро движутся к забору, чтобы пойти на рыбалку. Интересно смотреть на то, как старший сын копирует движения своего отца, чтобы казаться всем более взрослым. Оба рыбака движутся быстро и по выражению отца заметно, что он старается уйти как можно быстрее со двора, чтобы малыш быстрее смог успокоиться. А брат непросто уходит, а еще оглядывается, потому что он старается уйти так, чтобы было заметно. Но при этом он тоже демонстративно не замечает плачущего братишку.

Чтобы подчеркнуть похожесть отца и сына, художник Олег Попович вводит в свой сюжет одинаковые детали. Например, цвет у рюкзаков и мужчины, и юного рыбака зеленый. В руках у заядлых рыбаков удочки. Рюкзаки героев отлично сочетаются с насыщенным цветом травы, полоска которой виднеется возле забора, и по ней как раз идут рыбаки. Интересен и забор, который напоминает плетень. Он старый и серый, каждая веточка в ней прописана автором картины четко и детально.

А чтобы его живописный сюжет ожил, стал более реальным, художник Олег Попович внес в свою картину огромное количество мелких, но таких значимых деталей. Например, бросается в глаза зрителю плотный темный чугунок, который когда-то и кто-то повесил на колья плетеного забора, и теперь он напоминает зрителю о том, что весь сюжет живописного полотна - это реальность. На зеленой траве виднеются небольшие цветочки самого разного цвета, а ведь в деревнях и селах всегда во дворе трава пестрит небольшими яркими цветочками. И эта деталь из мира реального. Кажется, словно картина начинает оживать прямо на глазах. На этой траве скачет небольшой серый воробей. Живописец Олег Попович запечатлел его в тот миг, когда он решил взлететь.

Все краски, использованные художником, яркие и разноцветные. Этот художественный прием автор картины использовал специально, чтобы его полотно могло заинтересовать не только взрослых и рассудительных людей, но, прежде всего, и детей, ведь сюжет о них. Все основные цвета присутствуют в картине, а еще огромное множество оттенков. Вот брюки у рыбаков необычного темно-рыжего цвета. Такого же цвета и туфли у девочки.

Так живописец попытался объединить всю семью, чтобы у них было общее. Есть на картине и другие объединяющие цвета. Можно рассмотреть серый. Такого цвета маленькое ведерко, которое бросил обиженный мальчик - самый маленький член семьи. И такого же приятного серого цвета свитер у его старшего брата-рыболова. И такого же серого с небольшими оттенками коричневого плетень, на котором висит чугунок.

Картина Олега Поповича интересна и немного забавна, так как мальчик, несмотря на то, что он обижен, вызывает добрые чувства и к нему, и к старшим рыболовам.

Подготовка к сочинению по картине К.Н.Успенской-Кологривовой

«Не взяли на рыбалку»

Цели урока:

    Познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры;

    Привить навыки построения диалога;

    Обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника.

Оборудование: репродукция картины

Ход урока:

Беседа по картине

Приступая к работе над рассказом, учитель объясняет учащимся, что в основе рассказа лежит какой-то случай.

Сегодня на уроке мы будем составлять рассказ, а основой этого будет эпизод, увиденный художницей и запечатленный на картине.

Где и когда происходит событие? (В деревне, так как вдалеке виднеется лес; летом, рано утром.)

По каким признакам вы определили, что изображено раннее утро? (Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.)

Какое утро изображено на картине? (Веселое, солнечное…)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку? (Отец несет весла. В руках старшего мальчика удочки).

Как показано на картине, что рыбаки уходят? (Они показаны в движении).

Кто по-вашему, главный герой картины? (Малыш. Он изображен крупным планом).

Сколько ему лет? (Малыш не умеет как следует одеваться).

Как вы догадались, малыш готовится к рыбалке? В руке держит ведерко с червями).

Какое настроение у малыша и почему? (Он очень обижен).

Как художница показала огорчение мальчика? (Малыш уронил от обиды удочки).

Опишите мальчика подробнее.

Почему же малыша не взяли на рыбалку? (Он еще маленький, устанет).

Кто наблюдает за малышом? (Девочка, наверное, его сестра).

Как вы думаете, чему она улыбается? (Ей смешно смотреть, как курица вытаскивает червей из ведерка).

Нравится ли вам картина? Чем? (Художница показала обиду малыша и нахальную курицу).

Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Словарно-стилистическая работа

Рыбак – рыболов – рыбалка - рыболовные принадлежности…

Ситуативно-ролевая игра

Учитель:

А теперь попробуем оживить эту картину: оживить то, что произошло накануне вечером. Задача состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером.

Пример инсценировки

Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку.

Отец. – Даня, пойдем завтра ловить рыбу.

Даня. – Пойдем, я после ужина накопаю червей.

Малыш. – И я с вами.

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку.

Малыш. – Подождите меня!

Отец. – Нет, ты еще маленький.

Даня. – Мы возьмем тебя на рыбалку в другой раз.

Сестра. – Пойдем играть!

Малыш. – Зря старался.

Сестра. – Андрюша, пойдем кататься на велосипеде.

По окончании игры учитель предлагает составить свои рассказы по заданному сюжету. Однако прежде, чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Для этого учитель возвращает вновь к тексту инсценировки.

Вспомните, о чем говорил автор в самом начале? (Однажды вечером вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Погода предвещала на утро быть хорошей. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить на рыбалку).

- Как же развивалось действие? (Андрюша побежал в огород и накопал червей, и лег спать).

Наступило утро. Погода великолепная. Малыш проснулся от какого-то шума. Он увидел, что отец с братом уже собрались на рыбалку. Малыш быстро оделся и побежал вдогонку. Самый напряженный момент в развитии действия – кульминация.

А как вы думаете, чем закончится действие? (Он вспомнил про свой любимый велосипед, забыл о своем горе и побежал кататься. А вечером придут отец с братом, и он их будет весело встречать с рыбалки.

Это развязка действия. Теперь, когда вы уже ознакомились с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий по картине.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассказ

Картина «Не взяли на рыбалку» знакома всем ученикам средней школы, ведь в пятом классе им предлагают написать по ней сочинение. Нарисовавший её русский художник Олег Попович посвятил свою жизнь созданию иллюстраций для детских журналов и книг, поэтому его полотно больше напоминает незатейливый рисунок в «Весёлых картинках» или «Мурзилке». Давайте присмотримся к картине внимательнее, дабы понять, что мастер хотел сказать с её помощью.

Характеристика главного героя

Описание картины «Не взяли на рыбалку» следует начать с характеристики её главных героев. На полотне художник изобразил четырёх человек: одного взрослого и трёх детей. Основное внимание привлекает самый маленький персонаж — мальчуган, которому на вид не больше четырёх лет. Он стоит и горько плачет, прикрыв мокрое раскрасневшееся лицо ручонкой. Зрителю сразу становится понятно, что карапуз надеялся пойти на рыбалку вместе с отцом и старшим братом, но те не захотели его брать с собой. Малыш до последнего надеялся, что его возьмут, он даже удочку и ведёрко для этой цели подготовил и встал пораньше. Но папа посчитал его слишком маленьким и оставил дома под присмотром сестры. Отец непреклонен в своём решении, и детские слёзы не способны его разжалобить. Он прекрасно понимает, что через час карапуз забудет о своей утренней трагедии и увлечётся какой-нибудь интересной игрой.

Другие персонажи

Старшему брату главного героя повезло гораздо больше. На вид ему около 12 лет. Он идёт вместе с отцом на рыбалку и страшно гордится этим. Мальчик несёт перед собой удочку, словно драгоценный трофей, и высоко задирает голову перед плачущим братишкой. За спиной у него тяжёлый рюкзак со снастями, но он не чувствует его веса. Судя по реакции мальчугана, отец берёт его на рыбалку в первый раз. Об этом свидетельствует чрезмерно торжественный вид персонажа. Мальчик идёт следом за отцом и даже пытается копировать его походку.

Папа ребятишек — человек серьёзный и интеллигентный. Эти его качества очень чётко передаёт картина «Не взяли на рыбалку». Попович изобразил отца детей сосредоточенным и на истерику малыша. Папа совершенно спокоен и невозмутим. Он вспоминает, всё ли взял с собой на рыбалку, и мелочи вроде капризов младшего ребёнка его мало беспокоят. За спиной у него такой же рюкзак, как и у старшего сына, а в руках жёлтая хозяйственная сумка. Удочку отец небрежно несёт на плече.

Четвёртая героиня картины — сестра мальчиков. На вид ей около одиннадцати лет. Девочка очень похожа на своего старшего брата. Рыбалка её не интересует, но она вынуждена встать рано, чтобы присмотреть за малышом. Девочка глядит на братика с насмешкой. Она и не сомневалась, что на рыбалку его не возьмут. Но успокаивать кроху девочка не желает. Устав от его частых истерик, она просто наблюдает за ним, скрестив на груди руки и беззаботно вертя в ладони цветок. Сестра знает: как только старшие исчезнут из малыш перестанет плакать.

Дополнительные элементы, фон и цветовая гамма

Делая описание картины Поповича «Не взяли на рыбалку», необходимо обратить внимание на предметы, которые окружают героев. Чтобы оживить свою работу, художник изобразил на ней небрежно сколоченный из досок старый забор, на котором красуется старый Из-под ног героев разлетаются в разные стороны зелёная трава и мелкие красные и Кроме людей на картине присутствует ещё один персонаж — воробей. Привлечённый детским плачем, он крутится под ногами у людей, с любопытством наблюдая за сценой. Фон Попович оставил белым. Таким подходом он хотел сосредоточить внимание зрителей на происходящем, не отвлекая его на посторонние детали.

По цветовой гамме сразу видно, что для ребят младшего и среднего школьного возраста написана картина «Не взяли на рыбалку». Попович при её создании использовал яркие оттенки (зелёный, жёлтый, синий, красный), которые очень нравятся детям. В картине совершенно отсутствует чёрный цвет, что делает её жизнерадостной, солнечной и позитивной. И даже детские слёзы не способны испортить это впечатление.

Картина Успенской-Кологривовой

Рисунок Поповича часто путают с одноименным полотном художницы Ксении Успенской-Кологривовой. Сюжеты, как и названия, у этих двух работ совершенно идентичны. Но если картина Поповича напоминает детский, небрежно нарисованный рисунок, полотно Успенской-Кологривовой написано по всем правилам русской живописи.

Описание главных героев

На картине художницы присутствуют всё те же персонажи: карапуз, его брат, сестра и папа. Малыш не рыдает, а просто обиженно надулся и отвернулся от уходящих на рыбалку членов семьи. Он готов в любой момент заплакать. В одной руке мальчуган держит детское ведёрко с накопанными червями, а другой растерянно трёт ухо.

Старший брат с отцом уходят на рыбалку. Папа шагает впереди. За спиной он несёт рюкзак, а на плече держит весло. Удочки и мелкие рыболовные снасти он доверил своему старшему сыну. Мальчик идёт следом за отцом и насмешливо оборачивается назад, глядя на обиженного малыша. В глазах у брата нет сочувствия к карапузу. Он доволен тем, что уже достаточно взрослый для рыбалки. Нет сочувствия к младшему братишке и у девочки. Она выглянула из дверей старого обветшалого дома и с улыбкой смотрит на него. По всему видно, что семья, в которой растут дети, живёт бедно. Это впечатление усиливается мрачными тонами, которые преобладают в полотне.

Разные эпохи — одинаковые дети

В середине 50-х годов была написана картина «Не взяли на рыбалку». Успенская-Кологривова изобразила на ней серые будни советской деревни, ещё не успевшей возродиться после разрушительной войны. На рисунке Поповича персонажи — дети конца 80-х годов. Они не знакомы с военными лишениями и, судя по всему, растут во вполне обеспеченной семье. Попович, рисуя картину по сюжету полотна Успенской-Кологривовой, показал, что детям разных эпох свойственны одни и те же

Художница Ксения Успенская-Кологривова написала множество сюжетных картин, в которых сочетаются интересное содержание и эмоциональное состояние героев.

Наиболее известная ее работа называется «Не взяли на рыбалку». Она размещена в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина была написана через десять лет после Великой Отечественной войны. Здесь изображена деревенская жизнь. Тогда еще у детей было босоногое детство, они одеты в простую одежду. Часто им приходилось донашивать ее после старших братьев или сестер.

У взрослых и детей помимо работы по хозяйству были и развлечения, например, . Особенно приятно, когда отец находил на нее время, и с ним через всю деревню с удочками на плече можно пройти по улице, на зависть другим детям. Тем более не у всех были отцы, многие не вернулись с фронта.

Когда дети узнавали о предстоящей рыбалке, то старались заранее к ней подготовиться. Проверяли состояние удочек, копали червей.

Вот и наш герой, хоть ему всего 4 года, решил пойти с отцом и братом на рыбалку. Его художница разместила в самом центре картины. Но ему отказали. Мальчику стало очень обидно. Он отвернулся, и не стал смотреть на уходящих со двора отца и брата. Ему хотелось плакать, но он сдерживал слезы. Мальчик даже в этот момент не замечал, как наглая курица пытается склевать червяков из банки.

Старший брат обернулся, чтобы понаблюдать за поведением братишки. Он был горд, что его отец забрал с собой. Из двери дома выглядывает веселая сестра. Ей смешно, что младший брат, такой маленький собирался пойти на рыбалку. Ведь нужно немного подрасти, и его обязательно возьмут с собой.

Но мальчику не хочется так долго ждать, ему хочется пойти сегодня, так как он считает себя уже достаточно взрослым. Что еще нужно, ведь он одет в белую рубашку, штанишки на лямках. Самое главное у него есть черви, которые можно наживить на крючок.

Художница настолько реалистично передала настроение и чувства обиженного ребенка, что каждый человек посмотревший на картину, вероятно, вспомнить похожие ситуации из своего детства.

Сочинение: описание иллюстрации О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»

Среди произведений известного художника Олега Владимировича Попова также есть работа под названием «Не взяли на рыбалку». Поэтому многие люди путаются в определении автора. Эта иллюстрация была создана намного позже, что даже заметно по одежде героев. Они одеты в джинсы, рубашки, а на голове старшего брата бейсболка. На спинах двух братьев зеленые рюкзаки.

На обоих картинах изображены четыре героя. Но только на картине Попова вместо отца – старший брат. Скорее всего он студент, приехавший на домой. Он собирается пойти на рыбалку, с другим братом, который учится в школе, а вот братишку помладше им не хочется брать, хотя он подготовил удочку и ведро для рыбы.

Картина вызывает ироническую улыбку. Потому что малыш не сдержался, начал реветь, прикрывая заплаканное лицо рукой, ведро его опрокинулось. Ему было очень обидно, ведь он так готовился: рано встал, нашел удочку и ведро. А тут ему отказывают.

Но братья не собираются его успокаивать. Они считают, что он только будет мешать и отпугивать рыбу. Они не реагируют на его капризы и ведут себя спокойно. Старший брат идет обдумывая, все ли он с собой взял. Держит в одной руке две удочки, а в другой желтую сумку, со снастями и бутербродами. Особенно рад средний брат, ему где-то около двенадцати лет. Он высоко и гордо приподнял голову и удочку.

Сестра относится более доброжелательно, и успокаивает малыша. Хотя, скорее всего, она вообще равнодушна к рыбалке. Но ей как сестре постарше, пришлось встать рано, чтобы присмотреть за своим братишкой. Она даже не сомневалась, а знала точно, что его не возьмут и оставят с ней. Но и ей надоедает реагировать на его капризы. Сестра скрестила руки, держа в руках цветок. Она предполагает, что как только рыбаки уйдут, братишка перестанет плакать.

В своей работе художнику отлично удалось передать настроение героев. Он использовал только яркие краски, которые придают иллюстрации позитива. Даже плач ребенка нами воспринимается лишь с юмором.

Сочинение - рассказ по картине К.Н. Успенской - Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

В основе конспекта урока - работа по изучению и анализу произведения изобразительного искусства. Урок иллюстрирует современные подходы к организации творческой работы учащихся, различные активные формы обучения и примеры лексического, словарно - стилистического, орфографического анализа текста и языковых явлений.

Конспект предназначен учителям русского языка общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку.

Сочинение-рассказ по картине К.Н.Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

Цели: познакомить с особенностями композиции рассказа;показать, при помощи каких средств художник раскрывает замысел картины; развивать речевые умения; учить составлять план сочинения.

Оборудование: репродукция картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку" ; стихотворение Р.Парве "Два рыбака"

Ход урока

I.Организационный момент.Сообщение темы урока.

Зарание подготовленный ученик читает стихотворение Р.Парве "Два рыбака".

Кто эти путники?

Кто там спешит

К берегу нашей реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх -

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади.

Кто там в кустах

Над водо сидит?

Кто там за рыбой

Зорко следит?

Дедушкас трубкой

И маленький Тийт

Ждут,

Когда будет

У рыб аппетит.

Вот поплавок

Наклонился едва.

Удочка гнется в руке.

Дедушка дёрг-

И рыбка плотва

Бьется уже на крючке!

Словно рыбачить!

Идет на крючок

Нынче плотва за плотвой.

Дед говорит:

Собирайся,сынок,

Ждут нас хозяйки домой!

Кто эти путники?

Кто там спешит?

Кто там шагает с реки?

Дедушка с трубкой

И маленький Тийт-

Оба они рыбаки.

Трюх-трюх-

Дед впереди.

Топ-топ-

Внук позади

Дед наловил

Для семейства всего

Много плотвы и угрей.

Маленький Тийт

Для кота одного

Только лишь блюдце

Ершей.

О чем это стихотворение?

Кто из вас был на рыбалке?

Какие чувства у вас возникли,когда вы ходили на рыбалку?

Были ли у вас случаи,когда вас не брали на рыбалку?

Сегодня познакомимся с картиной Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку"

II.Беседа по картине.

Рассмотрите репродукцию картины Ксении Николаевны Успенской-Кологривовой "Не взяли на рыбалку".

Где происходит действие, изображенное на картине?(В деревне)

Когда происходит действие,изображенное на картине Определите время года и время суток.)Действие происходит летом,рано утром)

По каким признакам вы определили,что на картине иображено раннее утро?(Солнце только всходит, небо розоватое от его лучей.На земле-длинные тени, какие бываютрано утром.)

Какое утро изображено на картине?(Веселое,солнечное,радостное.)

Опишите небо.(Небо ясное,безоблачное,высокое)

Как художница показала, что отец и старший брат собрались на рыбалку?)Отец несет весла,-значит,рыбу будут удить с лодки.На спине у него рюкзак,наверное, с рыболовными принадлежностями.Старший мальчик несет удочки.)

Как покахывало на картине,что рыбаки уходят?)Они показаны в движении,спиной к малышу,старший брат на ходу глядывается.)

Верно,ребята, фигуры рыбаков устремлены вперед.П положению ноги туловища видно,что они удаляются.Кто,по-вашему,главный герой картины?(Маленький мальчик 4-5 лет)

Как вы определили возраст мальчика?(Мальчик ну умеет как следует одеваться:рубашонка торчит,плохо заправлена в штанишки.Он еще катается на трехколесном велосипеде.)

Правильно,ребята,вы все это очень верно подметили.Действительно, и велосипед говорит о возрасте мальчика,не случайно он изображен на картине.А как художница показала,что малыш-главное действующее лицо картины?(Малыш иображен на переднем плане,почти в центре картины,отдельно от других действующих лиц,хорошо виден,взоры дву других героев(сестры и брата) устремлены на него.)

По каким деталям картины можно догадаться,что малыш готовился к рыбалке?(Около мальчика на земле лежит удочка,которую он приготовил для рыбалки.В руке он держит ведерко с червями.)

Какое настроение у малыша и почему?("Он очень обижен,огорчен,потому что его не взяли на рыбалку".)

Как художница показала огорчение малыша?("Мальчик не замечает, как курица вытаскивает из его ведёрка червяков"; "Он бросил от обиды удочку,сморщил лицо,вот-вот заплачет".)

Подробнее опишите мальчика,его позу,выражение лица,волосы,одежду.("Он стоит в растерянной позе,наклонил голову,поднял руку,как будто почесывает за ухом,сдвинул брови,надул губы,готов заплакать";"У него светлые золотистые волосы,загорелые руки и ноги.Луч солнца освещает его лицо";"На нём белая рубашка с короткими рукавами и черные штанишки".)

А почему для изображения одежды использованы именно эти два цвета?(Мальчик в белой рубашке и черных штанишкаххорошо выделяется на фоне голубой стены дома.)

Правильно,и цветом художница выделяет главного героя картины.Как вы думаете,давно ли мальчик стоит в такой огорченной позе?(Недолго он так стоит,потому что отец и брат еще на дворе,не успели уйти за калитку.)

Малыш, действительно,недолго стоит в такой позе,вряд ли он способен долго сердиться.Почему же малыша не взяли на рыбалку?(Он еще маленький,устанет,может выпасть из лодки.)

Кто во дворе наблюдает за малышом?(Сестра,она выглядывает из-за двери.)

Чему улыбается сестра?(Ей смешно смотреть,как курица вытаскивает червей из ведерка,а братишка не видит.Сестра довольна,что брат остался дома и ей не будет скучно.)

Какое впечатление производит на вас картина?(И веселое, и грустное.)

Почему веселое?(Веселое потому, что смешно смотреть, как курица таскает червяков из ведерка малыша,а он не видит.На картине показано солнечное утро,хорошая погода.Нежные светлые краски радут глаз,на них приятно смотреть.)

Почему грустное?(Грустное потому,что малыш огорчен.)

Жаль вам этого малыша?(Не очень.Его горе не так велико.Подрастет и будет ходить на рыбалку.)

Обратите внимание на велосипед,который, видимо,говорит не только о возрасте мальчика,но и о том, что малыш скоро забудет о рыбалке, своём огорчении и будет весело кататься.

Нравится ли вам эта картина?

Чем она вам нравится?(На ней показан очень симпатичный малыш.Художница интересно показала обиду малыша и нахальную курицу.)

Действительно,картина очень интересная,жизненная.А теперь попробуем составить рассказ по этой картине.

Физкультминтука

III.Составление плана сочинения.

В основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод, происшествие.В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие,с которого начинается действие); кульминацию (самый острый,напряжённый момент в развитии действия);рязвязку(концовка,заклчительное действие).

На доске записывается примерный план сочинения.

План

1.Лето-пора чудес.

2.Описание картины:

А)место действия;

Б)образ маленького мальчика;

В)отец и старший брат;

Г)сестра

3.Мое впечатление о картине.

VI.Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

Слова с трудными орфограммами,которые могут быть использованы в рассказе по картине,записываются под диктовку накануне сочинение или на доске после беседы по картине: восходящее солнце, бозоблачное лазурное небо,светло-зеленая травка,рюкзак,рыболовные принадлежности,жестяная баночка,калитка,посередине,вдогонку,велосипед,расстроен, обиженные,белокурый,кое-как,вот-вот,симпатичный,настроение.

Укажите синонимы к словам:

лазурный(голубой, небесный,бирюзовый);

обиженный(оскорблённый,грустный);

симпатичный(приятный,милый,распологающий к себе);

кое-как(небрежно,неаккуратно,неряшливо,недобросовестно.невнимательно,как-нибудь).

Составьте с ними словосочетания на тему картины.

V.Устное сочинение-расска по картине.

Как вы думаете,когда и как началась история,момент которой изображен на картине?(Вечером,когда малыш узнал о том, что отец и старший брат собираются на рыбалку.)

Откуда малышу стало известно, что старшие собираются на рыбалку?(Наверное, он услышал разговор старших и тоже стал собираться на рыбалку.)

Обещали ли старшие малышу взять его с собой на рыбалку?(Малыш,наверное, очень просил взять его, и старший брат пообещал, думая,что братишка рано утром не проснется,проспит.)

Что же произошло утром?(Рано утром мальчик сам проснулся,быстро оделся,кое-как заправил рубашку,натянул штанишки,завернул их, как старший брат,взял удочку и банку с червями,которых он накапал еще вечером, и побежал вдогонку за за рыбками.)

Составьте возможный диалог между отцом и маленьким сыном.

Ущащиеся составлят диалог:

Папа, можно я пойду с вами?

Нет,сынок, ты еще очень маленький,подрастёшь-тогда и будешь ходить с нами на рыбалку.

Каким был этот момент для малыша?(Очень напряженным,он ждал решения отца и узнал,что его не возьмут на рыбалку.)

Опишите настроение маленького мальчика.(Горько и обидно стало малышу.Он так готовился,а его не взяли.)

В этой части рассказавы и опишите то,что изображено на картине,-позу,выражение лица мальчика,покажите его огорчение.

Как вы думаете, чем акончится эта история?(Когда отец со старшим братом уйдут на рыбалку,малыш забудет про свою обиду и пойдет кататься на велосипеде или будет играть с сестрою.)

Как вы озаглавите свой рассказ?(Обида","Все прошло","Напрасно старался","Зря готовился","Не взяли","Огорчение","Обиделся".)

А как бы вы начали свой рассказ по картине?(Однажды вечером маленький Сережа услышал разговор отца и старшего брата Пети о рыбалке.Сереже тоже очень хотелось пойти на рыбалку.Он быстро побежал в огород копать червей.)

Примерное сочинение.

"Вечером маленький Павлик играл сос воей сестренкой Ниной.

Вдруг он увидел, что его старший брат Саша каопает червей.Павлик сразу догадался,что Саша с отцом собираются на рыбалку.Он подбежал к брату и стал проситься, чтобы его тоже взяли.Малыштак долго ныл и клянчил,ч то Саша не выдержал и сказал:"Ладно,возьмем тебя".Павлик очень обрадовался,подошел к Нине и похвастался: "Меня воьмут на рыбалку,а тебя нет!"

Весь вечер Павлик готовился к рыбалке.Он накопал червей в огороде,приготовил удочку,положил все под кроватку и,довольный лег спать.

Наступило утро.Лучи восхдящего солнца все окрасили в розовый цвет.На небе ни облачка.День обещал быть хорошим.Малыш проснулся от какого-то шума.Он открыл глазаи увидел,что отец и брат уже собрались на рыбалку.Они взяли удочки,весла,рюкзак с едой и собрались уходить.Павлик быстро встал,сам оделся,натянул штанишки,кое-как заправил рубашку,схватил удочку и банку с червями и выбежал во двор с радостным настроением вдогонку за отцом и братом.

Ты куда это собрался?-строго спросил отец,увидев сынишку.

С вами на рыбалку,-ответил Павлик.

Мал еще,оставайся дома.

Павлик так и остался стоять посреди двора.От обиды он бросил удочку,надул губы,сморщил лицо,вот-вот заплачет."Ну почему, почеу они меня невзяли на рыбалку?Я так старался",-думал он.Павлик так сильно огорчился, что не заметил,как нахальная курица таскала у него из банки червей,которых он накопал с таким трудом.А из-за двери выглядывала Нинка и смеялась:"Что,не взяли?!Не будешь в следующий раз хвастать".Потом ей маленького братишку,она подошла к Павлику и сказала:"Хватит дуться,пойдем играть,покатаемся на велосипеде.

VI.Самостоятельная работа.Написаное сочинение.

VII.Итог урока.

С каким произвдением мы сегодня познакомимлись?

О чем рассказала картина Ксении Николавны Успенской-Кологривовй "Не взяли на рыбалку"?

Чему учит эта картина?