Звуковая гимнастика при бронхиальной астме для детей. Бронхиальная астма и лечебная физкультура


ЛФК при бронхиальной астме – это важный метод восстановления и сохранения нормальной функции лёгких . Лечебная гимнастика способствует укреплению всего организма и хорошо тонизирует. Если регулярно делать физические упражнения и принимать лекарственные препараты, что прописал доктор, то можно снизить частоту рецидивов. Особые физические упражнения должны назначаться всем астматикам в период стойкой ремиссии и при полном отсутствии противопоказаний. Нельзя выполнять курс упражнений при тяжёлой сердечной или дыхательной недостаточности, а также в период простудных заболеваний, если они протекают с температурой выше 37,5 градуса.

Влияние лечебной физкультуры на больного

Физиотерапия при бронхиальной астме благоприятно действует на весь организм больного. За счёт регулярных упражнений можно значительно снизить объём принимаемых лекарственных препаратов . ЛФК оказывает такое воздействие на организм человека с бронхиальной астмой:

  • нормализуется механическое дыхание;
  • заметно улучшаются функции центра дыхания, и восстанавливается подвижность грудной клетки;
  • улучшается дренаж бронхиального дерева . Вязкая мокрота быстрее выводится из органов дыхания;
  • тонизируется весь организм, человек становится более выносливым;
  • улучшается эмоциональное состояние больного.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме обычно включает в себя особый комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышечной массы, что участвует в дыхательном процессе, и усиление вентиляции лёгких.

Пациенту с бронхиальной астмой комплекс упражнений показывают в кабинете ЛФК, который есть во всех поликлиниках.

Особенности выполнения

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме может выполняться только в стадии ремиссии, когда общее состояние человека не нарушено . Комплекс физических упражнений следует проводить при открытой форточке, чтобы в комнате был доступ кислорода.

ЛФК полностью противопоказана, если у человека диагностирован астматический статус или его беспокоит сильная одышка. Обычно это происходит, если частота дыхания более 25 вдохов за минуту. Запрещается выполнять упражнения, если у астматика есть дыхательная недостаточность 3 степени тяжести. Если бронхиальная астма протекает весьма тяжко, то до начала выполнения упражнений нужно пропить бронходилататоры.

Курс физических упражнений разрабатывается индивидуально на основе диагностического обследования пациента. При обследовании доктор выясняет тяжесть заболевания, а также частоту рецидивов, при этом все данные сопоставляются с возрастом больного.

До того как больной начинает выполнять полный комплекс лечебных упражнений, необходимо на протяжении двух дней выполнить подготовку . Это необходимо, чтобы протестировать физические и психологические возможности человека. Некоторые упражнения при бронхиальной астме включают произношение определённых звуков. Совокупность простых гимнастических упражнений поможет в полной мере определить степень нужного вмешательства.

Астматикам желательно совмещать ЛФК с плаваньем или скандинавской ходьбой. Такая физическая активность активизирует дыхательную функцию и предотвращает возможные рецидивы.

Механизм влияния ЛФК на больного

ЛФК при астме должна проводиться вне периода обострения, при хорошем самочувствии человека и отсутствии нарушений кровообращения. Гимнастический комплекс при бронхиальной астме способствует укреплению организма и стабилизирует психоэмоциональное состояние астматика. При дозированной физической активности снимается бронхоспазм и активизируется дыхательный процесс :

  • Благодаря лечебной физкультуре стабилизируют многие рефлексы, за счёт этого дыхание становится физиологическим и сосуды в бронхах приходят в норму.
  • Упражнения, которые сопровождаются произнесением звуков, направлены на предупреждение развития лёгочной эмфиземы и улучшение обмена веществ в организме.
  • При проведении упражнений увеличивается активность всех групп мышц, что приводит к выбросу адреналина в кровь. Это положительно отражается на состоянии астматика.
  • При выполнении упражнений на мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, накладывается дополнительная нагрузка, благодаря этому больной может предупреждать астматические приступы на начальной стадии и полностью их контролировать.
  • Упражнения для выполнения лечебной физкультуры доктор подбирает индивидуально. При этом учитывается возраст астматика, тяжесть общих симптомов, степень физической подготовки человека, а также особенность течения болезни.
  • ЛФК при астме состоит из комплекса особых упражнений, которые направлены на общее укрепление всего организма и возможность контролировать подвижность грудной клетки.

Особое внимание при проведении гимнастики необходимо уделять упражнениям, которые направляются на развитие диафрагмального дыхания с особым удлинённым выдохом . Правильно проводимый комплекс упражнений помогает хорошо укрепить мышцы брюшины. Очень важно сочетать упражнения лечебной физкультуры с произношением некоторых звуков. Такой подход помогает укрепить мимические мышцы.

Астматик должен выполнять упражнения лечебной физкультуры в то время, когда кто-то из родных дома. Стоит помнить, что во время проведения гимнастики больному может стать плохо.

Упражнений для астматиков

Любые упражнения можно начинать делать лишь в период ремиссии. Комплекс лечебной физкультуры направлен на стабилизацию обменных и нервных процессов, устранение бронхоспазма и нормализацию дыхательного процесса .

  1. На протяжении 40 секунд больной дышит, при этом делая вдохи и выдохи всё реже.
  2. В исходном положении руки сжимают в кулаки, потом их подносят к плечам и глубоко вдыхают. После чего возвращают руки ввниз и выдыхают.
  3. В положении стоя одну ногу сгибают в колене и немного подтягивают к животу, при этом глубоко выдыхают. После чего ногу возвращают в исходное положение и вдыхают. Во время проведения гимнастики ноги чередуют.
  4. Руки вытягивают перед собой, ладонями кверху и поворачиваются в любую сторону. Во время поворота глубоко вдыхают, а при возврате в исходное положение выдыхают.
  5. Выполняют глубокий вдох, при этом пытаясь тянуть звуки Ш или Ж.
  6. Больной садится на стул со спинкой и начинает выполнять наклоны в стороны. Руки при этом скользят по ножкам стула. При наклонах выдыхают, а в исходном положении делают полноценный вдох.
  7. Человек становится, расставив ноги на уровень плеч, руки на талии, а локти разведены в стороны. Вдох следует в спокойном состоянии, а выдох, при соединении локтей.
  8. Больной стоит около стула и делает вдох, при присаживании на стул нужно выдыхать.
  9. Ноги расставляют на уровень плеч, руки ставят на пояс. Необходимо глубоко дышать, но на вдохе и выдохе тянуть звуки А и О.
  10. Ноги на уровне плеч, руки на тали. Больной выполняет наклоны вперёд. В спокойном положении делают вдох, а при наклонах глубокий выдох.
  11. Больной лежит на полу. На вдохе одну руку поднимает, на выдохе опускает. Руки чередуют.
  12. Больной лежит на спине. При выдохе невысоко поднимает одну ногу, на вдохе её нужно опустить. Ноги чередуют несколько раз.
  13. В положении сидя необходимо напрягать голеностопы, при этом синхронно сжимая и разжимая кулаки.

Тренировку проводят несколько раз в неделю. Во время выполнения упражнений нужно открыть форточку, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Продолжительность тренировки не должна быть более 30 минут, все упражнения повторяют по 5-6 раз .

Можно выполнять всю лечебную гимнастику за раз, а можно сделать в день несколько подходов, по 2-3 упражнения в каждом.

Особенности ЛФК у детей

Специалистами разработано несколько оригинальных комплексов лечебной гимнастики для деток. Для проведения всех этих упражнений не нужна специальная подготовка. Дыхательная гимнастика положительно влияет на весь организм ребёнка, тонизирует его и способствует улучшению дыхательной функции. ЛФК у детей проводится с ограничением времени. Продолжительность занятий не должна превышать 20 минут в день .

Нередко астматические приступы у деток возникают при недостаточно активном образе жизни. В подобном случае в дыхательной системе заметна нехватка углекислого газа. Скорректировать такое состояние помогут дыхательные упражнения по Бутейко, которые практически не имеют противопоказаний.

Проводя ЛФК у детей, нужно акцентировать особое внимание на задержке дыхания, после которой ребёнок должен дышать спокойно и поверхностно. Определить подходящий комплекс упражнений для ребёнка должен специалист, учитывая не только возраст и тяжесть болезни, но и наличие сопутствующих патологий.

Если регулярно и правильно выполнять лечебную физкультуру с ребёнком, то бронхиальная астма будет напоминать о себе всё реже.

Бронхиальная астма всегда лечится комплексно. При этом используются лекарственные препараты, физиотерапия и лечебная физкультура. Комплекс ЛФК доктор подбирает индивидуально, такой подход позволяет снизить частоту приступов и улучшить самочувствие больного .

Так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой была разработана и сформирована автором в методику несколько десятков лет назад. За это время её результаты удивили многих. Александра Николаевна Стрельникова целью гимнастики видела не только лечение пациентов, но и укрепление здоровья в целом, а также возвращение голоса, если он потерян, его развитие и постановку.

На изображении Стрельникова А.Н .

Охват заболеваний, при которых помогает дыхательная гимнастика, достаточно широк. В 1980 году к методике А.Н. Стрельниковой не раз возвращался модный в то время журнал «Физкультура и спорт», а настоящую известность гимнастика приобрела после двух статей в газете «Труд» в 1981 году. Ниже речь пойдет об основных задачах, принципах работы и упражнениях, которым учила своих пациентов А.Н. Стрельникова и которые нужно регулярно выполнять любому больному, страдающему болезнями дыхательного тракта, для скорейшего его выздоровления.

Практика показывает, что результатов можно достичь достаточно быстро, если гимнастические упражнения для дыхания выполняются пациентом дважды в сутки.
Дыхательная гимнастика оказывает на человеческий организм многонаправленное влияние. Она позитивно действует на процессы метаболизма (обмена веществ), на кровообращение (в том числе в ткани легких), способствует восстановлению нервной регуляции, если по каким-то причинам возникли её нарушения, улучшает дренажную функцию дыхательного тракта (способность бронхов выделять мокроту и вместе с ней вещества, которые не должны попадать в глубокие отделы дыхательного аппарата). Также происходит восстановление носового дыхания, ускоряется восстановление при таких патологических процессах, как абсцессы, пневмония, застойные явления в легких. Кроме того, дыхательная физкультура позволяет укрепить сердечно-легочный аппарат в целом и повысить способности организма к сопротивлению внешним воздействиям, включая повышение психологического тонуса больных.

Все эти, бесспорно, положительные влияния обуславливаются собственно физиологическими особенностями человека. Дело в том, что в основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой лежит резкость и, вместе с тем, глубина вдоха, которые обеспечивают большее в три-четыре раза поступление кислорода в нижние отделы легких и ускорение с усилением газообмена в них.

Кроме того, стрельниковские упражнения задействуют всё тело: голову, конечности (ноги и руки), брюшной пресс, а также тазовый пояс, в связи с чем потребность всего организма в кислороде возрастает синхронно с увеличением его поступления в организм больного, и тканевое дыхание соответственно усиливается. Дыхательная физкультура предполагает, что все движения тела соответствуют конкретным фазам дыхания: вдох, например, производится во время движений, уменьшающих грудную клетку. Параллельно укрепляются мышцы, которые принимают участие в грудных дыхательных движениях. Также достигается тренировка диафрагмы – основной мышцы для дыхания.

Влияние же на воспалительные очаги происходит за счет усиления их вентиляции (ускорение движения воздуха и газообмена в них). Может облегчаться течение даже слипчивых (спаечных) процессов в легких.

В некоторых случаях дыхательная физкультура способна исправить дефекты скелета и связочного аппарата: движения тела при выполнении какого-либо упражнения достаточно активны для этого.

Вводный урок и базовые упражнения

Независимо от того, каким заболеванием дыхательного аппарата страдает человек, чтобы извлечь максимальную пользу из упражнений А.Н. Стрельниковой, направленных на конкретную патологию, нужно сначала научиться основным принципам гимнастики и комплексу базовых упражнений.


Выполняя упражнения, важно учитывать несколько правил:

  1. Думать нужно только о вдохе носом. Он должен быть резким, коротким, шумным. Концентрировать внимание на выдохе не следует. Это сбивает.
  2. Выдох осуществляется самопроизвольно, через рот, пассивно. Удерживать выдох или намеренно стараться усилить его неправильно. Он должен быть бесшумным и легким.
  3. Вдох производится вместе с телодвижениями.
  4. Все вдохи производятся в ритме строевого шага.
  5. Счет на 8. Считать при этом нужно молча, мысленно, а не вслух.
  6. Гимнастикой для дыхания можно заниматься как стоя, так и сидя или даже лежа: это зависит от физического состояния больного на момент занятий.

Начальное упражнение, которому учится пациент, условно именуется «Ладошки»

Выполняется оно так: человек стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки слегка согнуты в локтях, обращены ладонями вперед. Производится 4 быстрых, шумных и коротких вдоха носом. Вместе с каждым вдохом ладони сжимаются в кулаки, а вместе с каждым пассивным выдохом расправляются снова. После этого пауза в течение 4 секунд. Дальше нужно повторять этот цикл, пока не будет произведено 96 вдохов (эти вдохи даже получили название «стрельниковская сотня»). Нужно тщательно следить, чтобы плечи не двигались на вдохе.

Второе упражнение называется «Погончики»

Выполняется так: больной становится прямо, расставляя ноги по ширине плеч, и прижимает руки (сжатые в кулаки) к телу на уровне пояса. С каждым новым вдохом производится толчкообразное движение рук вниз.Вместе с выдохом руки возвращаются на пояс. Производится цикл из 8 дыхательных движений. Затем 4 секунды отдыха, и снова повторить цикл. Всего 12 раз (в общей сумме снова выйдет 96 вдохов).

Третье задание именуется «Насос»

Пациент становится, расставляя ноги по ширине плеч, после чего производится поклон без касания руками земли, сочетающийся с шумным и коротким вдохом (носом, во второй половине движения). Конец вдоха должен совпадать с остановкой движения тела вперед. Затем необходимо немного приподнять тело, после чего снова слегка наклониться и сделать вдох (будто бы пациент накачивает шину, используя ручной насос). Повторять в количестве 12 раз, по 8 вдохов за один цикл (96 вдохов).

Вечером первого дня гимнастики, повторяя изученное, нужно постараться сделать «Ладошки», включая уже по 8 дыхательных движений в цикл (12 циклов соответственно).

Далее каждый день пациент должен присовокуплять к уже имеющимся упражнениям одно новое и выполнять весь (доступный ему на данный момент) комплекс упражнений дважды в день. Нужно стараться при этом в каждом упражнении делать 12 серий по 8 вдохов, сменяющихся 4-секундным отдыхом.

«Сверхбазовый» гимнастический комплекс

Ниже будут описаны основные упражнения, которые разрабатывались А.Н. Стрельниковой. Их больным также следует включать в занятия. Необходимо ежедневно изучать и вводить в собственную программу по одному новому упражнению (в порядке нижеследующего изложения, то есть по мере усложнения).

Упражнение «кошка»

Иными словами приседание с поворотом, выполняется так: больной встает, расставляя ноги по ширине плеч, ступни крепко соприкасаются с полом. Далее производится легкое приседание с разворотом корпуса вбок и резким коротким вдохом (вдыхать носом).

После чего движение повторяется, но уже в другую сторону. Противоположной повороту рукой во время движения тела производится «хватание» воздуха на уровне пояса. (12 раз по 8 вдохов – «стрельниковская сотня»)

Упражнение «Обними плечи»

Нужно выполнять так: больной «бросает» свои руки, обнимая себя ими за плечи, стараясь сделать это очень сильно.

Вместе с каждым новым объятием производится вдох. Положение рук не меняется по ходу выполнения. Противопоказанием к этому упражнению являются болезни сердца и беременность (начиная с шестого месяца). Делать 12 раз по 8 вдохов.

Задание «Большой маятник»

Являет совокупность «Насоса» и «Обними плечи».

Вдох производится вместе с наклоном вперед, а объятия вместе с выдохом и движением тела назад, будто бы откидывания его (вдох «с пола» — выдох «с потолка»). Нужно сделать 8 циклов дыхательных движений 12 раз. Если у пациента имеются проблемы с межпозвонковыми дисками или травма позвоночника, лучше воздержаться от этого сочетанного с физическим усилием дыхательного приема.

Упражнение «Повороты головы»

Нужно поворачивать голову в стороны попеременно, сочетая каждый новый поворот с дыхательным движением. Сделать также 12 раз по 8 циклов дыхательных движений.

Задание «Ушки»

Пациент стоит прямо, а его ноги стоят немного уже, чем по ширине плеч, голова наклоняется то вправо, то влево, будто бы в попытке дотронуться кончиком уха до соответствующего плеча (но суть не том, чтобы дотронуться, поэтому движение может быть и достаточно легким по амплитуде).

Вместе с каждым движением производится вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов (96 вдохов в сумме).

«Малый маятник»

Это упражнение состоит в вертикальном движении головы (вверх-вниз).

С каждым новым движением при этом делается вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов. Строгими противопоказаниями являются травмы головы, и эпилепсия. Вообще, важно, чтобы больной не совершал слишком резких движений. Они могут вести к тому, что дыхательная физкультура принесет больше вреда, чем пользы.

Упражнение «Шаги»

Наверное, является наиболее сложным. Чтобы его выполнить, необходимо встать на одну ногу, а вторую согнуть в колене на уровне пояса (или живота), одномоментно вытянув носок той же ноги.

Больной слегка приседает на другой ноге и делает вдох, после чего сменяет опорную ногу на вторую и повторяет движение вместе с вдохом. Выполняются «Шаги» 8 раз по 8 дыхательных циклов. Если пациент серьезно болен (болезни сердца, травмы и др.), от лишних испытаний лучше воздержаться.

Применение дыхательных упражнений при бронхиальной астме

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме признана достаточно эффективным способом действовать на организм больного. Наиболее важным это становится во время приступа болезни.

Если больной чувствует приближение приступа бронхиальной астмы, ему следует сесть, уперевшись руками в собственные колени, и попробовать провести самому себе занятие с упражнением «Насос» в этом положении. Слегка кланяясь, вдыхать, после чего немного отклонять туловище кзади, позволяя воздуху выходить через рот без дополнительных усилий. Делать по 2-4 дыхательных цикла, после чего отдыхать (не более 10 секунд). Чередовать гимнастику с отдыхом, пока не наступит явное облегчение. Обычно для этого требуется от 7 до 10 минут.
Если вышеописанный вдох с наклоном вперед не помог облегчить приступ, нужно сильнее наклониться, опустив голову вперед («смотреть в пол»), локтями опершись о колени, спину округлить. Двигаться при этом не нужно. Достаточно просто совершать резкие и короткие вдохи по 2 раза, после чего отдыхать несколько секунд. При этом необходимо следить, чтобы плечи не двигались.

Кроме того, приступ удушья может быть приостановлен с помощью упражнений «Повороты головы» и «Обними плечи», которые выполняются в положении сидя, в количестве 2-4 дыхательных цикла, чередующихся с отдыхом в течение 4 секунд. Длительность выполнения определяется временем, по истечении которого пациент чувствует облегчение.

Дыхательная гимнастика при астме также уменьшает симптомы заболевания в период между его обострениями.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей

К сожалению, бронхиальная астма среди детей ныне широко распространена.

Для предупреждения приступов удушья у детей, им нередко рекомендуется ЛФК при бронхиальной астме (ЛФК – лечебная физкультура). Но физкультура сама по себе может вызывать у детей симптомы заболевания на фоне чрезмерного физического усилия при выполнении того или иного упражнения. Контролировать последнее для них достаточно сложно.

Более простым в обучении (и не менее эффективным, по сравнению с ЛФК) методом для детей является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Кроме профилактики приступов заболевания и укрепления дыхательной системы в целом, дыхательные упражнения будут способствовать правильному развитию детей, укреплять их устойчивость, как физическую, так и психологическую.

Обучать детей дыхательной гимнастике проще, если выполнять все упражнения вместе с ними.

Любому пациенту крайне важно помнить о том, что, несмотря на все позитивные стороны и успешность результатов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, а также общедоступности любого её упражнения, он ВСЕГДА должен оставаться под наблюдением специалиста. Бывает так, что обойтись одной только дыхательной гимнастикой, не применяя лекарственных препаратов, просто НЕЛЬЗЯ.

Это может быть ОПАСНО для жизни больного. Поэтому фанатичного подхода к упражнениям А.Н. Стрельниковой допускать нельзя. Всё хорошо в меру .

ЛФК при бронхиальной астме является одним из важных способов восстановления и сохранения функциональной легочной деятельности и улучшения общего состояния пациента.

Регулярная физическая нагрузка в комплексе с медикаментозной терапией способствуют снижению частоты астматических приступов и предотвращению рецидивов заболевания.

Цели ЛФК

Особенности проведения лечебной физкультуры во время бронхиально-легочных заболеваниях преследуют следующие направления:

  • нормализация механического дыхания;
  • функциональное улучшение работы дыхательного центра и подвижности в области грудной клетки;
  • усиление дренажной способности бронхов при усиленной выработке экссудативного секрета;
  • общая аэробная тренировка, направленная на улучшение физических качеств;
  • нормализация эмоционального состояния пациента.

Как правило, для укрепления дыхательных мышц, усиления вентиляции легких и нормализации дренажной функциональности применяется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Правила выполнения ЛФК

Важно помнить, что физические нагрузки можно выполнять только вне стадии обострения заболевания. Во время проведения тренировки рекомендуется открыть форточку, тем самым обеспечив доступ кислорода.

ЛФК противопоказана при развитии астматического статуса, одышке (чаще 25 вдохов за минуту). Кроме того, нельзя заниматься гимнастикой, если у пациента диагностирована дыхательная недостаточность 3 стадии. При тяжелом развитии бронхиальной астмы до начала тренировок рекомендуется прием бронходилататоров. Положительное воздействие оказывает сочетание ЛФК с плаванием или ходьбой.

Методика лечебно-физкультурных занятий выстраивается на предварительном диагностическом обследовании пациента. На основании результатов проведения обследования выявляется степень тяжести бронхиальной астмы, частота развития приступов с учетом возрастной категории пациента.

До начала активной нагрузки необходимо провести подготовку (2-3 дня) для тестирования физических и эмоциональных возможностей больного. Достаточно часто дыхательная гимнастика при бронхиальной астме предусматривает звуковое произношение и элементарные гимнастические движения. Такой комплекс упражнений позволяет оценить степень необходимого вмешательства.

Механизм действия ЛФК

Занятия ЛФК должны проводиться в межприступное затишье при улучшении состояния и отсутствия сбоев кровообращения. Лечебная физкультура при бронхиальной астме решает задачи по укреплению организма, а также нормализации нервно-эмоционального процесса. Кроме того, при помощи дозированной физической нагрузки активно снимаются бронхоспазмы и восстанавливается дыхание.

  • Комплекс физических занятий нормализует висцерально-моторные рефлексы, в результате чего уряжается частота дыхания и регулируется бронхиальнососудистый тонус;
  • звуковая дыхательная разминка направлена на предотвращение развития легочной эмфиземы, а также усиление обменного процесса в организме. Под воздействием мышечной активности наблюдается выброс адреналина в кровоток, что положительно отражается на общем состоянии пациента;

  • в результате того, что происходит дополнительная нагрузка на мышцы, участвующие в дыхательной деятельности, пациент может самостоятельно предупредить развитие астматического приступа в начальной стадии и контролировать его в дальнейшем;
  • ЛФК при бронхиальной астме формируется индивидуально, опираясь на особенности протекания болезни, возрастную категорию астматика, степень тяжести симптоматики и физическую подготовленность;
  • комплекс занятий включает в себя общеукрепляющую терапию, а также дыхательные упражнения, которые позволяют обеспечить контроль над подвижностью грудной клетки.

Особый акцент следует делать на упражнения по развитию диафрагмального дыхания с удлиненным вдохом. Кроме того, ЛФК позволяет укрепить брюшные мышцы. Важно сочетать дыхательную гимнастику с поочередным произношением звуков. Это способствует сокращению мимических мышц.

Комплекс упражнений ЛФК

ЛФК может выполняться только между приступами. Ее задачами является нормализация нервных процессов, нейтрализация бронхоспазма и установление нормального дыхания.

  1. В течение 30-40 сек. выполняется дыхание, которое постепенно уряжается.
  2. Ладони обеих рук сжимаются в кулак, а затем подносятся к плечу с одновременным вдохом. После возврата в изначальное положение производится выдох.
  3. Одна нога сгибается и подтягивается к области живота. При этом следует сделать выдох, при возврате в изначальное положение нужно глубоко вдохнуть.

  1. Необходимо повернуться в сторону и одновременно отвести обе руки, повернув вверх ладони. Сделать глубокий вдох, а после возврата в начальное положение можно выдохнуть.
  2. Рекомендуется выполнить удлиненный вдох с одновременным произнесением звука «ш» и «ж».
  3. В положении сидя выполняются наклоны в разные стороны. Руки должна скользить по ножке сиденья. Это сопровождается глубоким выдохом. В начальном положении выполняется вдох.
  4. Вдох выполняется, когда пациент стоит, широко расставив ноги, руки должны находиться на поясе, а локти отведены в сторону. При сведении локтей вместе производится выдох.
  5. Пациент стоит, опираясь на стул. Во время приседания происходит выдох. В первоначальном положении производится вдох.

  1. Ноги нужно раздвинуть на ширину плеч, ладони положить на талию. При этом больной во время выдоха должен проговаривать звуки «о» и «а».
  2. Дыхание можно совмещать с медленными прогулками.
  3. Ноги нужно расставить врозь, а ладони положить в область талии. При этом делаются наклоны вперед с выдохом, поднявшись (вдох).
  4. Лежа, следует приподнять на вдохе руку, после мышечного расслабления рука опускается с выдохом.
  5. Лежа лицом вверх во время выдоха поднимается одна нога. После возврата в начальную позицию делается глубокий вдох.
  6. Сидя необходимо положить обе руки на колени. Медленно разгибая и сгибая голеностопы, следует сжимать и разжимать руки в кулак.

Дыхательная гимнастика у детей

На сегодняшний день существует несколько уникальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Для выполнения этих занятий не требуется серьезная подготовка. Традиционные дыхательные упражнения, назначаемые для детей, как и у взрослых пациентов, позволяют положительно воздействовать на организм. Однако при выполнении занятий у детей существует ограничение по времени: нельзя проводить процедуры более 30 минут в день.

Очень часто астматический приступ возникает при малоподвижном образе жизни, в результате которого в легочной системе детей наблюдается нехватка углеродной двуокиси. В этом случае хороший эффект достигается дыхательными занятиями по Бутейко, практически не имеющими ограничений.

Наиболее доступными дыхательными занятиями для детей считаются упражнения на задержку дыхания, после которых необходимо нормализовать дыхательную деятельность максимально спокойным и поверхностным дыханием. Назначать индивидуальный комплекс ЛФК должен лечащий врач, так как только высококвалифицированный специалист может выбрать лечебную физкультуру, опираясь на возраст детей и сопутствующие заболевания. Это способствует сокращению астматических приступов у детей в дальнейшем.

Звуковая гимнастика

Достаточно хорошую эффективность показывает звуковая гимнастика, когда необходимо вдохнуть через нос и выдохнуть, произнося при этом согласные и гласные звуки. На подготовительном этапе пациент начинает занятие с произнесение гласных звуков (е, у, о, и). В следующем периоде используются согласные звуки (с, з, р), а в заключении (щ, ж, ш).

Звук на выдохе произносится непродолжительно (4-5 секунд) с постепенным нарастанием времени до 30 сек. Во время выдоха рекомендуется проговаривать короткие слоги со звуками р, б, х, д (брохх, бах, дррухх, бат и т.д.). Звуковую разминку нужно повторять 2-3 минуты не менее 5 раз в течение дня с паузой между упражнениями в 30 секунд.

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме по Бутейко и Стрельниковой широко применяется среди всех групп пациентов. Выполнение этих методик должно проводиться при участии профессионального инструктора. В последующем пациент может выполнять некоторые упражнения самостоятельно.

Особенности течения бронхиальной астмы определяют тактику лечения и физическую нагрузку. Лечебная физкультура подбирается в индивидуальном порядке к каждому пациенту. Это позволит избежать непредвиденных осложнений и получить максимально быстрый положительный эффект.

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы - спирали Куршмана или кристаллы Шарко-Лейдена - обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура , потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
- улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
- улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
- улучшение и нормализация внешнего дыхания
- улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
- увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
- десенсибилизация организма ребёнка
- нормализация основных нервных процессов
- предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
- повышение неспецифической сопротивляемости.

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.
3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 - вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте - 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос - 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение "Маятник"
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение "Тачка"
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

Лечебная физкультура служит одним из главных компонентов . Регулярные занятия помогают пациентам снизить и улучшить общее самочувствие.


Эффекты лечебной гимнастики

Применение физических упражнений способствует:

  • укреплению дыхательных мышц,
  • уменьшению закупорки бронхов,
  • самоочищению дыхательных путей,
  • сохранению эластичности легочной ткани,
  • профилактике эмфиземы,
  • улучшению .

Для достижения стойких результатов гимнастику необходимо выполнять ежедневно.


Общие правила выполнения упражнений

  • Физические занятия практикуют только вне обострений бронхиальной астмы.
  • Тренировки лучше проводить в комнате с открытым окном.
  • Противопоказана ЛФК при астматическом статусе, дыхательной недостаточности 3-й степени, одышке более 25 дыханий в минуту.
  • При тяжелых формах болезни перед началом тренировки принимают назначенные врачом бронходилататоры.
  • Гимнастику полезно сочетать с лечебной ходьбой или плаванием.

Методика ЛФК

Чтобы повышение физической активности не спровоцировало приступ астмы, нагрузку увеличивают постепенно – от занятия к занятию.

Начинают гимнастику с так называемого вводного периода, во время которого выполняются простейшие упражнения и происходит обучение технике правильного дыхания. Через 5 дней переходят к основному комплексу, направленному на интенсивную тренировку дыхательной мускулатуры. Упражнения основного комплекса продолжают выполнять в течение всей жизни.

Дыхание во время гимнастики должно быть спокойным. Фазы вдох-выдох рекомендуется регулировать при помощи счета.

Вводный комплекс

  1. Сесть на стул, плотно прислонившись к спинке. На счет 1–2 сделать вдох через нос, на 3–4 выдохнуть через рот, приоткрытый щелочкой. Число повторов – 3–6.
  2. На счет 1–2 сделать вдох и поднять вверх одну руку. На 3–4 выдохнуть, опустить руку. На счет 5–6 задержать дыхание. Выполнить упражнение с другой рукой. Повторить 3–6 раз.
  3. Подвинуться на край стула. Руки положить на колени ладонями вверх. Сгибать и разгибать кисти и стопы одновременно. Число повторов – 9–12.
  4. Снова придвинуться к спинке стула. На счет 1–2 сделать вдох, на 3–6 – выдох, на 7 – зажать нос и задержать дыхание. Число повторов – 4–6.
  5. Прижать ладони к груди. Откашляться несильными толчками 2–3 раза.
  6. Упереться руками в колени, туловище слегка наклонить вперед. На счет 1–2 вдохнуть через нос, на 3–6 – выдохнуть через рот «щелочкой». Число повторов – 4–6.
  7. Подвинуться на край стула. Кисти поставить на плечевые суставы. На выдохе медленно крутить локтями вперед, на вдохе – назад. И так 4–6 раз.
  8. Опустить руки по швам. На вдохе поднимать плечи, на выдохе опускать. Сделать 4–6 раз.
  9. На вдохе обе руки поднимать наверх, на выдохе, проговаривая длительный звук «ш-ш», опускать вниз. Выполнить 4–6 раз. (С голосовых связок вибрация передается на бронхи, что способствует их расслаблению.)
  10. Руки положить на колени. На счет 1 сделать вдох, на 2–6 переплести руки в замок перед грудью и сделать выдох, произнося протяжный звук «ж-ж».
  11. Руки по швам. На счет 1 поднять обе руки вверх. На 2–4 опустить вниз со звуком «пф-ф».
  12. Откинуться на спинку стула, расслабить конечности. Сидеть так 1–2 минуты.

Основной комплекс

Еще о лечении бронхиальной астмы и методах борьбы с ней в программе «Жить здорово!».